Фото: Shutterstock

Круизная навигация 2025 года станет самой массовой и продолжительной за всю историю речных путешествий в России, превзойдя рекорд прошлого года, в котором она продлилась с апреля по ноябрь, прогнозируют в Ассоциации туристических агентств России (АТОР). По оценкам организации, в 2024 году в водные путешествия съездили около 860 тыс. россиян — на 15% больше, чем годом ранее, а в январе-марте этого года, по данным круизных операторов, уровень бронирований выше, чем в тот же период прошлого года.

Содержание

Какой круизный флот нужен стране

С 2020 года поток круизных туристов рос ежегодно на 15–20%, отмечает гендиректор круизной компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов. С оценкой согласна руководитель отдела по связям с общественностью туроператора речных и морских круизов FUN&SUN Ольга Иванова.

Рост продаж ограничивается главным образом емкостью флота, отмечают участники рынка. Совокупный флот крупных российских судоходных компаний — «Водоходъ», «Мостурфлот», «Созвездие», «Гама», «Донинтурфлот» — составляет около 90 судов, и средняя заполняемость их круизов летом 2024 года достигает 94–95%, отмечает Иванова.

По оценке агентства InfoLine, еще в 2022 году в России было 120 речных круизных теплоходов, а сейчас их стало на девять единиц меньше. По прогнозу аналитиков Морского инженерного бюро, к 2025 году в эксплуатации может остаться около 100 советских лайнеров, а к 2030-му — лишь 70–80.

Сейчас весь круизный флот страны состоит из 111 судов, и за ближайший год к нему прибавится лишь три новых лайнера, по оценке Государственной транспортной лизинговой корпорации (ГТЛК). Для выполнения же поставленных правительством планов по удвоению рынка круизов нужно еще как минимум 45 современных теплоходов. Стоимость каждого судна, по оценке его заказчиков, от 1 до 5 млрд руб. Такое количество возможно построить только к 2035 году, считают в ГТЛК. Напомним, что в 2022 году правительство России утвердило концепцию развития круизного туризма, в которой поставлена задача увеличить к этому сроку рынок круизного туризма в два раза.

Что мешает росту флота

Процесс обновления круизного флота в стране начался, но пока в эксплуатацию вводятся единицы, тогда как рынок нуждается в десятках новых судов, рассказывает гендиректор Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов. По его словам, с 1960 по 2017 год СССР, а потом Россия не производила круизные теплоходы: гражданские заказы получали в основном верфи стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и даже Австрии, а советские — выполняли преимущественно оборонные заказы. Полученные тогда теплоходы до сих пор составляют основной флот круизных операторов, и он быстро стареет.

Так, из 26 теплоходов компании «Водоходъ» новый только один — принятый в эксплуатацию в 2020 году четырехпалубный «Мустай Карим» на 342 пассажира. Круизы на нем примерно вдвое дороже, чем на премиальных теплоходах, построенных за рубежом во времена СССР, рассказали в судоходной компании. Это первый за 60 лет круизный теплоход, построенный на российской верфи — нижегородском заводе «Красное Сормово», входящем в ОСК, и впервые — в классе «река — море», сообщает сайт компании. Стоимость такого лайнера, по оценке ОСК, составила порядка 5 млрд руб.

Михаил Солунин/ТАССФото: Михаил Солунин/ТАСС

Компаниям нужно успеть за ростом спроса, они готовы осваивать новые маршруты на реках Сибири и Дальнего Востока, где круизный туризм только начал развиваться, рассказал гендиректор нижегородской круизной компании «Гама» Дмитрий Галкин. «При этом ни один здравомыслящий предприниматель не будет сейчас за свой счет закладывать судно при существующей ставке рефинансирования, только господдержка может сделать эту задачу посильной», — добавил он.

«Проектирование, постройка пассажирского судна — очень дорогое удовольствие, всегда проще купить судно «с пробегом» и эксплуатировать, сделав незначительные вложения в реконструкцию», — говорит руководитель отдела продаж круизной компании «Донинтурфлот» Александр Шкарупин.

Проекты получаются дорогостоящими еще и потому, что технологии создаются с нуля: наработок не было, а купить типовое судно за рубежом невозможно, потому что в России особенные водные пути, объясняет Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот». Поэтому операторы круизов годами обращались к федеральным властям с предложениями частно-государственного партнерства и просили финансовую поддержку, добавляет он.

Как государство помогает строить теплоходы

Еще в 2014 году правительство России в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» одобрила схему финансирования строительства судов, при которой выбранные государством заказчики за счет бюджетных средств, средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и привлеченных инвестиций будут заказывать суда на верфях, а затем передавать их операторам в лизинг на льготных условиях.

Фото: Shutterstock

Заказчиками строительства круизных судов правительство определило госструктуры — ГТЛК и входящую в ОСК компанию «Машпромлизинг», сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта. Большинство заказов получают верфи ОСК.

«Машпромлизинг» за счет субсидий, полученных ОСК от государства, за последние десять лет, кроме «Мустая Карима», профинансировал строительство двух речных теплоходов меньшего размера на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области. Это трехпалубные «Золотое кольцо» и «Аурум» на 180 пассажиров каждый, принятые в эксплуатацию в 2023 году и 2024-м соответственно. Они переданы в лизинг компании «Гама». Стоимость каждого теплохода, по словам Дмитрия Галкина, превышает 1 млрд руб.

«Машпромлизинг» передает суда в лизинг по льготной программе, разработанной ОСК, — под 2,9% годовых на 15 лет. Ставка рассчитывается как 1/10 ключевой ставки Банка России плюс 0,7% маржи лизингодателя.

В 2023 году правительство приняло госпрограмму льготного лизинга водного транспорта и перспективный план строительства до 2035 года 1 тыс. гражданских судов разного класса оценочной стоимостью 3 трлн руб., в том числе десяти больших круизных теплоходов, сообщила пресс-служба ОСК. Оператором программы стала ГТЛК, которая после постройки будет передавать лайнеры в лизинг судоходным компаниям по льготной ставке 2,5–2,93% на срок до 25 лет.

Как круизные операторы обновляют свой флот

В этом году «Водоходъ» начнет эксплуатировать еще один новый четырехпалубный теплоход, тоже построенный по заказу ГТЛК на «Красном Сормове» и получивший название «Николай Жарков» в честь бывшего гендиректора завода, рассказывает Ришат Багаутдинов.

Это первый теплоход проекта «Карелия», разработанного КБ «Вымпел» (входит в ОСК) с учетом особенностей эксплуатации судов на Северо-Западе России. В 2023 году правительство выделило 15 млрд руб. на закладку семи гражданских судов, в том числе трех таких теплоходов. «Николай Жарков» рассчитан на 183 пассажира и за счет меньшего размера может ходить по Беломоро-Балтийскому каналу с его узкими и короткими шлюзами и выходить в Белое море, Финский залив, а также в Каспийское, Азовское и Черное моря. В этом году, по словам Ришата Багаутдинова, на нем запланировано 22 круиза. Второй теплоход такого класса — «Михаил Жванецкий» — «Водоходъ» планирует получить от «Красного Сормова» в 2026 году, а сроки передачи третьего судна, пока не названного, еще неизвестны.

Фото: Михаил Солунин/ТАСС

Также в 2026 году «Водоходъ» получит трехпалубное судно с электродвигателем «Байкал» на 68 пассажиров для круизных рейсов по одноименному озеру. Теплоход строится компанией «Эмпериум», принадлежащей АФК «Система» через группу Sitronics, на Пермской судоверфи. Лайнер, на трех палубах которого разместятся панорамный ресторан, спа-центр и зоны для отдыха, за счет малой осадки сможет заходить на мелководные участки. В межнавигационный период «Байкал» будет «плавучей гостиницей», рассказывает гендиректор Пермской судоверфи Николай Малухин.

Всего «Водоходъ» планирует обновить 24 судна в своем флоте. Среди новых теплоходов могут оказаться два лайнера проекта RPV 8714 на 245 пассажиров каждый, строительство которых завершается на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинградской области (входит в ОСК): «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский». Это арктические суда класса «река — море», строящиеся по заказу ГТЛК для администрации Красноярского края. Первый из них должен выйти в круизы уже в 2025 году, сообщают в региональной администрации.

В 2026 году должен выйти в навигацию по Байкалу еще один новый теплоход — проекта RPV 8714 на 150 пассажиров, строящийся по заказу ГТЛК на верфи Восточно-Сибирского речного пароходства в Иркутской области, рассказал заместитель гендиректора предприятия Сергей Кошкин. Кому из операторов он достанется, пока не известно.

Компания «Мостурфлот», входящий в структуру Московского речного пароходства (МРП), в дополнение к 13 своим судам рассчитывает получить в этом году от «Машпромлизинга» круизный лайнер PV300VD, строительство которого завершается на верфи «Лотоса», рассказывает директор по развитию МРП Светлана Гончарова. Лайнер, прежде носивший название «Петр Великий», в 2024 году был переименован и стал называться «Владимир Жириновский». Сейчас для него готовится расписание, сообщила Светлана Гончарова. По ее словам, планы на строительство новых судов у компании есть, но их сдерживают высокие кредитные ставки.

Нижегородская круизная компания «Гама» намерена активно обновлять флот и сейчас ищет финансирование для заказа десяти теплоходов проекта «Золотое кольцо», говорит Дмитрий Галкин. Сейчас у «Гамы» 11 малых и средних речных теплоходов, включая новые «Золотое кольцо» и «Аурум». Современные суда позволили возродить туры из Москвы по городам Тверской области и Золотого кольца, они способны ходить по мелководью и проходить даже под мостами Москвы, рассказывает Галкин.

У других крупных операторов — круизной компании «Созвездие» и «Донинтурфлота», планов по заказу новых теплоходов нет.

«Созвездие», у которой сейчас девять своих теплоходов и круизная яхта в России, последний раз обновила флот в 2023 году, выкупив теплоход «Чайковский» 1977 года выпуска у «Донинтурфлота». Сейчас это судно работает под названием «Огни большого города», говорит руководитель отдела продаж «Донинтурфлота» Александр Шкарупин. «Созвездие» предпочитает арендовать суда за границей и сейчас проводит на пяти арендованных теплоходах туры по Турции, Египту и Китаю. «Донинтурфлот» намерен сосредоточиться на реконструкции существующих судов.

Вышеперечисленных планов компаний недостаточно для выполнения поставленных правительством задач по удвоению рынка круизов, считают в ГТЛК. Поэтому обсуждается новая программа льготного лизинга с использованием средств ФНБ, по которой планируется строительство еще 359 пассажирских судов, в том числе 45 круизных, с общим объемом финансирования 220 млрд руб., рассказывают в компании. Если этот проект будет реализован, то потребность в круизных судах в ближайшие десять лет может быть закрыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *