Фото: пресс-служба

Многие россияне не представляют свою жизнь без автомобиля. Две из трех российских семей владеют одной или несколькими машинами, по данным ВЦИОМа. В целом, согласно результатам наших опросов, проведенных в 2023–2024 годах, 80% респондентов регулярно пользуются автомобилем, в среднем — по два часа в день. Автолюбители — большая аудитория с высоким потенциалом потребления сопутствующих сервисов и услуг.

Автовладельцы ежегодно совершают десятки связанных с содержанием автомобиля действий и тратят на это серьезные средства. Собственное авто требует постоянного вовлечения и решения рутинных задач: заправки, мойки, оплаты налогов и парковки, обслуживания, а иногда и штрафов. Совокупно по рынку это триллионы рублей. При этом число автовладельцев будет расти. По результатам исследования «Автостата», 22% россиян планируют приобрести автомобиль в 2025 году.

Современные автолюбители часто комбинируют разные формы пользования автомобилем и в зависимости от ситуации скорее готовы арендовать автомобиль, чем поехать на собственном. Так, согласно нашим исследованиям, у четырех из пяти пользователей каршеринга есть и своя машина во владении.

Каршерингом активно пользуются миллионы россиян — в одной только столице, по данным дептранса Москвы, количество каршероводов достигает 1,7 млн человек. И популярность краткосрочной аренды автомобилей будет только расти. По прогнозам консалтинговой компании Б1, рынок услуг каршеринга в России будет увеличиваться в среднем на 40% ежегодно, и с 44 млрд руб. в 2023 году вырастет до 234 млрд руб. в 2028-м. Автомобиль часто арендуют для коротких поездок: это актуально, когда едешь в центр города, аэропорт или на вечеринку с друзьями, чтобы не бросать машину на парковке и не забирать на другой день.

Для поездок в дальние путешествия или для того чтобы опробовать перед покупкой разные модели, люди делают выбор в пользу подписки или долгосрочной аренды — об этом свидетельствуют результаты качественных исследований «Сбера» на аудитории автолюбителей. По данным Российского союза туриндустрии, в прошлом году было совершено 25 млн дальних поездок, и этот показатель растет от года к году. Таким образом, арендованный автомобиль по сути второй транспорт на семью, с той лишь разницей, что он не в собственности.

Плюсов аренды несколько: такой транспорт не надо заправлять, как не нужно и следить за его состоянием или ремонтировать. Сам каршеринговый бизнес и рост популярности поездок на автомобиле стимулируют развитие сопутствующих сервисов: например, составление маршрутов, аудиогиды и полезные советы, ситуативное каско.

Мы в «Сбере» еще несколько лет назад увидели в этой аудитории перспективное направление для развития.

Обновление подхода к автокредитованию стало стартовой точкой для трансформации нашего автобизнеса. В начале прошлого года был запущен автокредит с онлайн-оформлением, обслуживать который можно тоже дистанционно. Мы собрали под нашим брендом весь бизнес автокредитов, который ранее был распределен между несколькими компаниями. По итогам прошлого года «Сбер» и его дочерние структуры выдали автокредиты на сумму свыше 500 млрд руб. — это рекордный для рынка объем.

Кроме того, были запущены совместные программы банка с такими автобрендами, как Chery, Haval, Geely, АвтоВАЗ, что позволило снижать ставку автокредитования в некоторых случаях до 0,01%.

Мы постоянно мониторим рынок. В отличие от ниши доставки товаров или продуктов питания, которая давно уже закрыта, сервисы простых, удобных и быстрых услуг в сегменте авто в нашей стране только развиваются. И свою задачу мы видим в том, чтобы сделать жизнь клиентов за рулем более комфортной. Тем более что такой подход отвечает человекоцентричной стратегии банка на ближайшие годы.

Осенью 2024 года была запущена целая экосистема для автолюбителей, в которой собраны полезные решения для всех категорий — как для владельцев и потенциальных покупателей автомобиля, так и для арендаторов. На сегодняшний день более 20 команд внутри компании участвуют в создании совершенно нового клиентского опыта для автолюбителя.

Экосистема охватывает все точки взаимодействия человека с автомобилем — как в части регулярного использования, включая сервисы для заправки, оплаты штрафов и платных дорог, каршеринг, так и продукты, обеспечивающие гарантии безопасности и экспертную поддержку: автокредит, страховка, подбор авто, подписка.

Наряду с услугами банка экосистема интегрирует сервисы компаний-партнеров, в том числе каршеринга «Ситидрайв», сервиса для покупки, обслуживания и продажи автомобиля «СберАвто». Это в числе прочего позволяет использовать самые передовые технологии. Например, с приобретением авто помогает AI-ассистент, который самостоятельно интерпретирует запросы на поиск вариантов, предлагает подходящие модели и консультирует по ним.

Возможности для бизнеса по созданию нового клиентского опыта для современных автолюбителей заметили и другие игроки на рынке: мы регулярно слышим об интересных инициативах партнеров и конкурентов. Кто-то стремится диджитализировать только один или несколько продуктов, полностью меняя его формат. Например, сегодня можно по-новому выбирать и покупать авто — для этого даже пытались оживить формат телемагазина. Кто-то нацелен на работу с конкретными сценариями: например, выбор и покупку премиальных авто через нестандартные механики.

Мы видим преимущества в том, чтобы предлагать уже проверенные решения на всем жизненном цикле взаимодействия с автомобилем. Но независимо от того, какой путь выбирают игроки рынка, общими усилиями мы меняем рынок со сложной предысторией, и нам предстоит интересное приключение. Уверена, однажды все вопросы, связанные с пользованием автомобилем, можно будет решить столь же просто, как заказать доставку продуктов на дом за полчаса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *