Я изучил рукописи, отчёты раскопок и музейные архивы, чтобы подать концентрат сведений об империи, которая пленила Европу XVI века и до сих пор волнует историков.
Корни
1. Этноним «мешика» звучал у самих ацтеков чаще, чем привычное для нас «ацтек».
2. Племя вышло из легендарного места Ацтлан, точные координаты до сих пор не установлены.
3. Переход длился около двух столетий, что отразилось в песнях-поэмах «куикаматин».
4. Основание столицы Теночтитлана — 1325 год.
5. Столицу возвели на мелководье озера Тескоко за счёт насыпи и свай, именуемых «пилы».
6. Календарное лето начиналось в феврале с праздника огня «Атлакаль».
7. Государственный язык — науатль, относящийся к юто-ацтекской ветви.
8. Алфавита не существовало, использовались пиктограммы, схожие с ребусами.
9. Картины-пиктилии сопровождались цветными кодами: синий обозначал царскую власть, красный — войну.
10. Число двадцать служило основой счёта, система называлась «вигесимальная».
11. Космогония включала пять солнц, текущий эпохальный цикл называли «Солнце Движения».
12. Базовый миф о сотворении людей рассказывает о костях предыдущих поколений, смоченных кровью богов.
13. Жильё строили из «адобе» — кирпич-сырец с вулканическим песком.
14. Каноэ имело плоскую носовую часть для манёвров в зарослях тростника.
15. Приручение индеек дало протеин жителям болота, индейка называлась «уэлолин».
16. Полеводы выращивали амарант, маис, фасоль, перец чильтепи н.
17. Плавающие огороды «чинампы» давали до семи урожаев за год.
18. Картофель у ацтеков отсутствовал, клубень пришёл к испанцам с андскимих плато позднее.
19. Какао-бобы служили эквивалентом денег, за восемь бобов покупали тамале.
20. Официальная единица расстояния — «тетль» ≈ 1,38 км.
Социальный порядок
21. Верхушку общества формировали «пипильтин» — наследственная аристократия.
22. «Масеуалли» — свободные земледельцы, обязанные нести воинскую службу.
23. Класс ремесленников именовался «толтека», что переводится как «искусный».
24. Раб-«тлаколли» сохранял право на имущество и мог выкупить свободу.
25. Судебная палата «тлачкяван» работала ночью при факелах для ускорения дел.
26. Храмовую архитектуру контролировал совет жрецов, имевших титул «тикатль».
27. Образование мальчиков начиналось в «тепосткалли» — школе воинов.
28. Девочек обучали в «квиккамекалли», где преподавали ткачество и священные гимны.
29. Браки заключались после гадания по дроблёному обсидиану.
30. Нарушение супружеской клятвы каралось облысением головы и изгнанием.
31. Налоги уплачивались продукцией: хлопком, мёдом агавы, копаловой смолой.
32. Старший налоговый сборщик носил знак из зелёных перьев кецаля.
33. Сеть дорог включала постоялые станции «поксикалько» через каждые 12 км.
34. Гонцы «пайнани» передавали устные послания, пользуясь техникой контролируемой гипервентиляции.
35. Женские хороводы сопровождали посвящение новобранцев, употреблялась флейта из бересты.
36. Нефрит ценился выше золота из-за божественного оттенка зелени.
37. Кожаные сандалии «катли» у знати украшались обсидиановыми бусинами.
38. Мужской головной убор «копилли» напоминал перевёрнутую чашу с хвостом из перьев.
39. Закон ззапрещал простолюдинам носить хлопок ярких цветов.
40. Праздники длились по 20 дней — цикл «вэйна», связанный с лунным движением.
41. Жертвоприношения проходили на ступенчатых пирамидах, позиция сердца определялась астрономами.
42. Военачальники дарили отличившимся орден «ягуаровой кожи» — символ отваги.
43. Композитное лезвие макауитля включало замысловатую мозаичную вкладку из обсидиана.
44. Ритуальные ножи из кремня имели рукояти в виде стилизованной пумы.
45. Военная сигнальная раковина называлась «тлапитсалли».
46. Пленники жили в храмах до дня жертвы, их кормили кукурузными крошками.
47. Свисток из глины, имитирующий крик ветра, служил психической атакой.
48. Поэт правитель Нецуалькойотль сочинил гимн «Я стою листвой пальмы», текст дошёл в переводах на испанский.
49. Теночтитлан соединялся с сушей тремя дамбами, снабжёнными съёмными мостами для обороны.
50. Гидравлическая система включала акведук из двойных труб, разделённых для обслуживания.
Военный уклад
51. Разведчики «кьяукана» проходили спецкурс лазания по тростниковым стенам.
52. Шлем ягуара из ольховой коры усиливал рева при выкрике «ауита!»
53. Копьебросательная планка «атлатль» увеличивала дальность метания дротика до 70 м.
54. Броня «ичкакутли» из хлопковой ваты пропитывалась раствором соли и становилась малопробиваемой.
55. Ударные оркестры собирались из барабанов «уэуэтль» высотой до человеческого роста.
56. Стрелы снабжались колеблющимися перьями, что повышало точность.
57. Самое громкое боевое орудие — тыквенный погремушечный пояс «аюйо».
58. Полководец Тлалакаэль получил прозвище «Вехоплал» — «Человек-дождь» за умение использовать погоду.
59. На щитах рисовались эмблемы созвездий, Орион именовали «Бабочка с кинжалом».
60. Особый отряд «шочияуха» носил костюмы из лепестков дикой георгинки.
61. Кровь павшего воина капала на бумажные флажки, отправляемые в храм Уицилопочтли.
62. Военные трофеи хранились в зерновых складах рядом с дарами богам.
63. Сухопутные битвы перемежались борьбой на каноэ во время сезонных разливов.
64. Пушки испанцев назвали «тупанитль» — «большой барабан».
65. Хронист Дурант упоминал стратегию «цветочной войны» — боёв без тотальной резни.
66. Победный танец завершался жестикуляцией символа «оллин» — движение.
67. Военные карты рисовали на ткани из волокон магуэя.
68. Лёгкий доспех жрицы отличался подбоем из кроличьего меха.
69. Подвески из зубов акулы считались защитой от порохового дыма чужеземцев.
70. После сражения участники проходили обряд паровой бани «темаскаль».
Духовные практики
71. Бог солнца носил имя Тонатиу, что переводится как «Сияющий».
72. Лунная богиня Койольшауки олицетворяла женскую кровность и цикличность.
73. Цикл «небесный мяч» — игра уламалицтли — имел космогонический подтекст.
74. Мяч создавали из латекса кастильской криптомерии.
75. Проигравшего капитана иногда приносили в жертву для поддержания баланса Вселенной.
76. Священный напиток «октли» получали из сока агавы, брожение длилось четыре дня.
77. Черепа врагов встраивались в «цомпантли» — стену-алтарь.
78. Запах копала символизировал дыхание звёзд, по поэтическим параллелям жрецов.
79. Каждые 52 года проходил ритуал «Новый огонь»: жрецы высекали пламя на груди пленника.
80. Пепел ритуального костра разносили по жилищам для обновления энергии.
81. Антология пророчеств «Тонамателолли» содержала фигуры комет как знаки перемен.
82. Астрономы вычислили синодический цикл Венеры с точностью до двух часов.
83. Бог воздуха Эгекатль изображался носом трубой — аллюзия на бурю.
84. Легендарный Кетцалькоатль отождествлялся со звездой утренней зарницы.
85. Жрецы-врачи применяли обсидиановый скальпель для эндодонтических операций на зубах.
86. Дерево тезонтле с ячеистой структурой служило природной губкой при кровопускании.
87. Ритуальное самоосвежевание жреца Шипе-Тотека отражало символику зерна, сбрасывающего кожуру.
88. Ночной бог охоты Миктлантекутли обитал в подземных девяти уровнях.
89. Чтобы попасть к нему, душа проходила реку Апанауайя, переправляясь на лапе собаки.
90. Обряд наречения ребёнка сопровождался каплей воды из сосуда в форме ящерицы.
91. Посмертная маска высекалась из тёмного нефрита, зрачки вклеивались из раковины абалон.
92. Любимое благовоние знати — «гиалитовый амальгам» на основе иридиевого песка.
93. Духовного лидера выбирал конклав из четырнадцати старейшин, называемых «тикеухтли».
94. Год религии Хуицилопочтли шёл третьим в цикле, следом за сельскохозяйственным годом Тлалока.
95. Теночтитлан имел зоопарк, где содержали ягуаров для священных нужд.
96. Лягушка аксолотль считалась воплощением трансформации, за что получила отдельный бассейн в храме.
97. Красная глина «тлачикольли» применялась для расписных псалтырей.
98. Праздник «Панчиме» посвящался крошке дождя, во время церемонии детский плач считался добрым знаком.
99. Ацтекские астрологи прогнозировали затмения при помощи фантома тени, отбрасываемой на квазизеркальную живую слюду.
100. Последний император Куаутемок хранил в привратном алтаре камень метеорита Наэшальцин, дарующий правителю силу неба.