Зимние квартиры часто напоминают гербарий с сухим воздухом и переменчивой освещённостью. Антуриум, криптомезофит родом из колумбийских туманных лесов, реагирует на такие условия понижением тургора и увяданием прицветников. Я тестировал несколько сценариев на коллекции из трёх десятков экземпляров и вывел рабочий алгоритм ухода без тепличных хитростей.

Свет и расположение

Северный подоконник зимой превращает листовую пластину в охристое полотно. Вместо него антуриум ставлю на восточную стойку, где утренний луч присутствует не дольше полутора часов. Дополнительные 3000 люкс обеспечиваю светодиодной лентой 4000 Кельвин, размещённой под углом 35°. Вечернее досвечивание продолжается ровно три часа, блок-таймер исключает пересвет.

Полив и влажность

Корневая система с сочными ризодермами склонна к гипоксии. Поэтому гидратацию провожу по методу «пульс». Субстрат, составленный из коры, мелкой фракции цеолита и 15 % вермикулита, высыхает до стадии лёгкой упругости. Затем внедряю тёплую воду 24 °С, обогащённую хелатным кальцием 0,5 мл/л. После стекания избытка кашпо опустошаю. Влажность воздуха вывожу к 70 % с помощью ультразвукового аэрозольного туманообразователя, струя направляется мимо кроны, чтобы капли не попадали на спаты.

Питание и отдых

Зимний метаболизм замедляется, но голод приводил к хлорозу на четвёртой неделе эксперимента. Поэтому дважды за сезон вношу раствор NPK 3-1-4 с включением магния 0,2 г/л. Лишний азот исключён, иначе пластины вытягиваются. После подкормки держу температуру 20–22 °С, при ночном понижении до 16 °С ткани получают сигнал о фазе покоя, и бутоны заскладываются к марту.

Если температура снижается ниже 14 °С, в клетках активируется фермент пероксидаза, и появляются бурые участки. В таком случае кашпо ставлю на тёплую подставку из пенополистирола толщиной три сантиметра, а окно изолирую термозеркальной плёнкой. Поверхностное протирание листьев хлоргексидином 0,05 % пресекает споруляцию фузариума без фунгицидной артиллерии.

Следуя описанному протоколу, зимняя культивация проходит без потерь, а к середине февраля прицветники вновь окрашиваются в кардинал-красный оттенок. На контрольных экземплярах, где рекомендации игнорировались, цветение задержалось до конца апреля.

От noret