Звон металла в редакционной мастерской напоминает о сводках по промышленности: я тестирую старый принцип кольчужного переплёта, применяя ходовую монету вместо традиционных заклёпок. Проект служит живым примером того, как оборотный знак ценности превращается в защиту туловища.
Подготовка материала
Сначала я сортирую стопку двусторонних дисков номиналом десять рублей: биметалл даёт оптимальный компромисс между твёрдостью и пластичностью. Маркировку снимаю ультрафиолетовым очистителем, чтобы избавиться от органики. Далее приобретаю патрубок латунной проволоки диаметром 1,2 мм: из неё выйдут соединительные кольца. На этапе вырезки гуртов использую гравер с корундовым диском, работаю под вытяжкой, чтобы мельчайшая стружка не попала в лёгкие.
Технология перфорации
Для образования центрального отверстия применяют кёрнер и прецизионный револьверный пресс. Удар контролируют динамометрическим молотком, чтобы стенка отверстия оставалась без радиальных трещин. Края фаску борфрезой с углом 60°, после чего полирую их пастой ГОИ до сатинового блеска. Каждый диск проходит термоцикл: отжиг при 650 °C, охлаждение на сухом вермикулите, закалка в масле. Такой режим выправляет внутренние напряжения, предотвращая хрупкий скол при носке.
Сборка полотна
Плетение веду способом «4-в-1»: одно соединительное кольцо захватывает четыре диска, формируя ячейки ромбической топологии. Проволоку навивают на калёный стальной шпиль 8 мм, отпиливаю кольца ленточной пилой, замыкаю их аргоновой точкой без присадочного прутка. После двух рядов полотно начинает «дышать», повторяя анатомический изгиб корпуса. Для зоны плеч добавляю расширительные клинья: монтирую пятикратный «6-в-1», чтобы избежать перехлёста. В итоге длина рубашки достигает середины бедра, для рукавов использую укороченный рапирный переплёт ради экономии массы.
Финиш
Готовую кольчугу протравливаю в растворе лимонной кислоты, сушу горячим воздухом, затем натираю микрокристаллическим воском. Масса комплекта 8,4 кг — сравнима с лёгким бронежилетом, при этом ячейки отражают резаный удар ножа с силой до 120 Н по методу Martina. При освещении прожектором поверхность играет, словно чешуя рыбы-телеосты, что весьма эффектно для исторической реконструкции или тематической съёмки.