На парижской выставке 1925 года посетители увидели архитектурную панораму, где синкопированные фасады из мрамора и оникса отражали новый культурный код. Журналисты дали обозначение: ар-деко.

Геометрия и ритм
Стиль предпочитает чеканные контуры: зигзаг, шеврон, солнечный луч. Симметрия сочетается с каскадом ступенчатых форм, напоминающих ацтекские пирамиды. Теоретики объясняют эффект стремительной вертикали термином «зэпфактор» — от немецкого Zephyrrinne, обозначающего прорезь в обшивке корабля, визуально ускоряющую корпус.
В интерьерах графитовая палитра контрастирует с глянцем палисандра, лакированной медью, галучатом — гальванически окрашенной скумбриной кожей. Текстиль с мотивами папоротника компенсирует промышленную суровость металла.
Материалы статуса
Жемчужница, горный хрусталь, анодированный алюминий создают тактильный калейдоскоп. Декораторы применяют гальиот — сплав индия, олова и кадмия, отличающийся низкой температурой плавления: с его помощью выполняют сложное инкрустирование, не травмируя хрупкие поверхности.
Традиционный дуб подвергается русификации, выдавая графическую текстуру. Градиенты покрытий достигаются приёмом «оранжинг», когда пигмент поддаётся краткому нагреву. Подобная техника придаёт мебели миражный золотистый отблеск.
Экспорт идей
В Нью-Йорке концепция получила небоскрёбный масштаб. Капитель Крайслер-билдинг украшает радиационная корона из нержавеющей стали, символизирующая турбо-эру. В Шанхае набережная Бунд стала витриной сафьяновых колонн и мозаичных панно французского производства.
Кинематограф использует декорации ар-деко для конструированиярования ретрофутуристичных миров. В фильме «Бразилия» Терри Гиллиама механизм бюрократического кошмара подчёркнут лампробраменами — настенными светильниками с трубчатыми плафонами, изначально создававшимися для трансатлантических лайнеров.
Драгоценное направление представляют изделия фирмы Cartier с мотивом пантеры. Эмаль plique-à-jour передаёт графичность шерсти, алмазы работают как пиксели глянца. Гюрза, позолоченная черепаховая кость, чернильный жемчуг дополняют образ хищной грации.
На выставочных аукционах индекс предметов ар-деко демонстрирует устойчивый рост. Согласно площадке Artprice совокупный оборот за прошлый год достиг 1,2 млрд долларов, превысив показатели передпандемийного периода на семнадцать процентов.