Весенним тихоокеанским утром я ступаю на узкий настил лодки над аквамариновым шельфом Сулавеси. Солнце, похожее на раскалённую арфу, расчесывает воду длинными лучами, рядом вспыхивает смех шестилетнего мальчика-Бадау, ныряющего без акваланга на пятнадцатиметровую глубину. Мой хроноспидометр (портативный датчик, измеряющий продолжительность погружения) фиксирует полторы минуты задержки дыхания, а лицо ребёнка выглядит спокойным, будто кожаное полотнище барабана.

микромиры

Морская легкость

Народ Беда у вплетает в ежедневность технику саламовой дыхательной гимнастики, подготавливающей селезёнку к резкому высвобождению запасённого кислорода. Морфологи из Манилы называют явление гиперспленизмом адаптивного типа. Бадау плавают между жилищами на сваях, выращивают синггонг — миниатюрные огородики из водного шпината и таро на связанных бамбуковых плотах, собирают трепанг и гониатит-моллюска. В разговоре старейшина Дюмади сравнивает своё тело с «костяной шхуной»: «когда легкие подпитываются морем, кости подчиняются приливу», говорит он, поглаживая амулет из зуба дюгоня.

Ночным штормом в лагере устраивают кендурунг — обряд благодарения. Накалённые коралловые угли покрывают пляж, шаги танцующих оставляют светящийся след благодаря биолюминесцентной пыльце планктона. По предварительным подсчётам каждый участник расходует три тысячи килокалорий, однако чувство усталости отсутствует благодаря эндорфиновой упряжи, вырабатываемой после длительного пребывания в гипоксической среде.

Горная полихромия

Переместившись на стык Гиндукуша, я погружаюсь в долину Бумбарет. Воздух пахнет абрикосовой косточкой, а покрытые охрой маски калашских женщин блестят подобно обожжённому нефриту. Суак-праздник зимнего солнцестояния начинается с многоголосого хора, каждое горло выдаёт специфический орфоэпический акцент с пережимом «ж» в сторону вибранта. Лингвисты называют приём латеральным ротанизмом (редкая разновидность вибрирующего звука), фиксирующимся лишь у трёх сообществ планеты.

За амбаром, где хранятся ферментированные зёрна жёстана — местного сорта пшеницы, я разговариваю с ремесленником Мортамом. Он изготавливает тимпори — ожерелья из битого цветного стекла колониальных бутылок. Слой за слоем, как в геологических разрезах Гиндукуша, формируется семейная история: красный фрагмент означает благополучный урожай, бирюзовый напоминает о селе-основании, бесцветный хранит память о ледовой лавине десять циклов назад.

Глиняная вселенная

На высокогорном плато Катари я встречаюсь с народом Уру, чей дом — плавающие острова из торфяного тростника тотора. Во время рассветного тумана остров выдыхает пар, окружая жильё дымкой, словно древняя печатная графика. Под ногами пружинит прошлогодний тростник, сверху слышен шелест свежих слоёв, добавленных ночью. Основной продукт — айру-бахара, хлеб-пластина, выпекаемый прямо на медленном жаре глиняных шаров. Минеральная корочка напоминает метеоритную кору, а внутренняя мякоть пахнет жжёным мёдом.

Музыкальный строй Уру опирается на пентаккорд «чара-чара», исполняемый на панфлейте сура. Частота верхней ноты достигает 3,2 килогерца, вызывая феномен психоакустической эйфории. Во время прослушивания я ощущаю вибрацию грудной клетки, сходную с эффектом состариваниянуса — редкого акустического резонанса, описанного Томазо Ландзетти в трактате XVII века.

Каждый из трёх микромиров очерчивает границы привычного опыта, прокладывая альтернативные траектории для социума, биологии и эстетики. Жизнь в тесном контакте с водой, горой либо тростниковым архипелагом генерирует уникальный лексикон, кинетику и гастрономию. Фольклор входит в кровь, как солёный йод, питая коллективную память плотнее любого цифрового архива.

От noret