Профессиональные сводки подтверждают: интерес к авторскому столовому фарфору стремительно растёт, а домашние мастерские превращаются в импровизированные редакции материализации идей. Я наблюдал, как очередная партия каолина прибывала на склад областного комбината, и представляю рабочую схему, пригодную для квартиры площадью восемнадцать квадратных метров.

Глина против фарфора
Для основания сервиза подойдёт пористая шамотная глина или чистый каолин. Первая придаёт предметам тёплый матовый тон, второй дарит звон, сравнимый с колокольчиком эпохи Чжэндэ. Частицы кварца шлифуют поверхность, а полевой шпат служит естественным флюсом, снижая точку плавления до 1260 °C.
Дифференцированный рецепт предполагает три части каолина, две — полевого шпата, одну — кварцевой муки. Миксер-пропеллер, закованный в резиновый кожух, доводит массу до консистенции густых сливок. Вкладываю пробу в вакуумный экструдер, удаляя плавучий воздух: в печи вспучивания разрушило бы стенки чашек.
Кельн и временная кривая
Печной туннель длиной восемь метров раскаляется по кривой Сегер-Эндрюс: 100 °C / ч до 600 °C, затем 150 °C / ч до 980 °C, финиш при 1260 °C с выдержкой двадцать пять минут. Пирометрический конус №8 прилипает к подставке — сигнал завершения. Шоковое охлаждение исключено: заслонки ставлю на позицию «бриз» и держу градиент падения не выше шестидесяти градусов в час.
При первом бисквите детали оттенка опаловой кости звенят, словно стаканчик для раритетного аниса. Поверхность готова принять ангоб — жидкую глину с оксидом титана, формирующую равномерное бельё. После сушки наношу глазурь на основеве буры и кремнезёма, обогащённую окисью германия, она даёт искристый эффект, сравнимый с инеем на телеграфном проводе.
Отливка и роспись
Чашки рождаются в гипсовых формах. Заливают шликер, выжидаю семь минут, сливаю излишки. Капиллярная сушка формирует стенку в три миллиметра. Ручки вытягиваю из экструзионной колбаски, фиксирую поливиниловым спиртом, который испаряется без пепла. После второго обжига приступаю к кобальтовому «утёнку» — классической сетке, рождающей сапфировый подтон на белом поле.
Финальный штрих — люстрирование хлоридом золота. Раствор разбавляю сандраком, кистью белки наношу слой толщиной в одну молекулу. Печь выходит на 560 °C, ионное зеркало образует тёплое свечение, напоминающее закат над портом Лунцзяо.
Комплект проходит микрометрический контроль: отклонение ободка чашки не превышает 0,2 мм, крышка чайника закрывается с шелестом японского веера. Упаковка в древесную стружку хвои сохраняет аромат фарфора, поскольку свежий обжиг пахнет грозой и персиками нервюрного сада.