- Что такое бескамерная шина
- Устройство
- Плюсы
- Минусы
- Отличия бескамерной шины от камерной
- Камерная или бескамерная шина: что лучше?
- Можно ли в бескамерную шину поставить камеру
Содержание
Что такое бескамерная шина
Бескамерная шина — это шина, которая держит форму без применения внутреннего надувного баллона — камеры. На сегодняшний день является практически безальтернативным вариантом покрышек для легковых автомобилей всех классов. Среди ключевых составляющих «бескамерки» можно отметить следующие.
- Протектор. Тот самый рисунок, которым любят хвастаться производители шин в презентациях новых моделей. Именно протектор является связующим звеном между машиной и поверхностью, обеспечивая сцепление с дорогой.
- Боковины. Если протектор считать «крышей» покрышки, то боковины выполняют функцию стен. А края боковин прилегают к колесному диску, что обеспечивает герметичность колеса.
- Брекер. Слой из металлических прорезиненных нитей, связывающий протектор и основной силовой каркас (корд). Служит дополнительным усилением корда.
- Корд. Силовой каркас шины. Состоит из металлических нитей, уложенных сплошным слоем, опоясывающим покрышку от борта до борта. Такое расположение корда называется радиальным. Альтернативная схема — диагональное расположение корда, где укладка выполнена двумя слоями друг над другом. Брекера при этом обычно нет. Диагональные покрышки сегодня считаются устаревшими и, наравне с камерными, практически не встречаются в продаже.
- Внутренний герметичный слой из вулканизированной резины. Обеспечивает газонепроницаемость шины. Проще говоря — не позволяет воздуху выходить из колеса.
На самом деле, если досконально рассматривать структуру современной покрышки, нюансов окажется куда больше. Например, между силовым кордом и протектором может быть 5 и более различных вспомогательных слоев, выполняющих каждый свою функцию. Да и боковина не так проста, как может показаться. Одним словом, современная бескамерная шина — сложное техническое изделие, проходящее серьезную разработку и множественные испытания.
Как работает бескамерная шина
Принципиальное отличие бескамерной шины от классической заключается в отсутствии этой самой камеры. Соответственно, «бескамерка» имеет ряд особенностей, которые определяют способность противостоять деформациям, разрывам, проколам и прочим повреждениям. Разумеется, до известной степени. Среди таких особенностей:
- торцы бортов и сами борта имеют специальную форму для лучшего прилегания к закраинам диска. Ведь в отличие от собратьев с баллоном внутри, герметичность бескамерной покрышки должна быть стопроцентной;
- вентиль с ниппелем установлены в отверстие колёсного диска, а не камеры (т.к. ее нет);
- общая структура сложнее. Это следствие того, что все нагрузки приходится выдерживать без помощи дополнительной емкости внутри. К примеру, при изменении давления у «классики» нагрузки распределяются между камерой и покрышкой. Тогда как в бескамерной модели «тяготы» воспринимает сама шина.
Плюсы бескамерной шины
- Масса. Бескамерные покрышки легче — а значит, ниже неподрессоренные массы, что увеличивает ресурс подвески. Заодно в плюсе оказывается плавность хода и акустический комфорт.
- Ресурс. В сравнении с покрышками прежних поколений бескамерные модели способны проехать больше: в среднем на 10-15%.
- Ремонтопригодность. Главная проблема заключается в трудоемком процессе починки камерной шины при проколах. В случае любой разгерметизации придется разбортировать колесо для извлечения баллона. Тогда как бескамерную часто можно залатать даже не снимая с машины.
- Комфорт. Современные бескамерные радиальные шины тише, мягче и экономичнее устаревших моделей с камерой внутри.
Минусы бескамерной шины
- Относительная слабость боковых стенок. Как было отмечено выше, камерные модели в целом жестче. За счет чего лучше переносят глубокие асфальтовые выбоины, бордюры и подобные препятствия.
- Требовательность к геометрии диска. Даже небольшие вмятины и дефекты обода приводят к возникновению неплотностей и подтравливанию воздуха.
Нередко от «бывалых» можно услышать еще один довод: дескать, если бескамерка лопается на скорости, машина тут же теряет управление. А если лопнет камера внутри покрышки, последствия будут не так ужасны. Однако анализируя статистику «внезапно» лопнувших покрышек можно прийти к выводу, что почти всегда их разрыв был связан с абсолютно недопустимой степенью изношенности. А стертая и заезженная до корда резина опасна в принципе — будь она хоть камерной, хоть пустотелой.
Как отличить бескамерную шину от камерной
Еще раз отметим, что встретить сегодня камерную покрышку практически невозможно (раритеты возрастом в несколько десятков лет не в счет). Тем не менее, если возникла необходимость опознавания, первым делом нужно смотреть на маркировку. Бескамерные шины имеют надпись на боковине типа «tubeless» или «tubeless radial».
Второе отличие — вентиль. У бескамерной модели он конусообразный, а с внешней (уличной) стороны будет виден характерный ободок, служащий для удержания на диске. Тогда как вентиль камеры просто цилиндрический (не конусный) и более тонкий. Ободка нет — вентиль свободно сидит в отверстии диска.
Камерная или бескамерная шина: что лучше
Детально доводы и контраргументы были разобраны выше. А в качестве вывода можно заключить, что по сумме характеристик (если не брать в расчет цену) бескамерные покрышки в реалиях современного движения однозначно предпочтительнее.
Можно ли в бескамерную шину поставить камеру
Формально это недопустимо. Бескамерная резина имеет иную форму, не рассчитанную на установку баллона. Из-за неплотного прилегания камеры к внутренней поверхности возможен критический перегрев, самым худшим итогом которого станет врыв колеса. Тем не менее, в качестве аварийной меры установить вовнутрь современной шины камеру можно. Главное правильно подобрать размер и давление, а также не допускать превышения скорости больше 80 км/ч. Нередко камеру устанавливают и в случае повреждения диска, когда теряется герметичность между ободом и резиной. Тем не менее, ездить так на постоянной основе строго не рекомендуется.
Читайте также:
- Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
- Что такое омологация шин и для чего она нужна
- Индексы скорости и нагрузки шин: что они означают? Расшифровка