Фото: Unsplash.com

Содержание

  1. Что такое деловая репутация
  2. Как формируется деловая репутация
  3. Как провести оценку деловой репутации
  4. Как улучшить деловую репутацию
  5. Защита деловой репутации
  6. Судебная практика

Содержание

Что такое деловая репутация

Деловая репутация — это оценка результатов работы компании, бренда, организаций или граждан в сфере их бизнеса. Хорошая деловая репутация помогает привлекать клиентов, партнеров, инвесторов, а также способствует росту доверия к предприятию и желанию сотрудничать с ним. Когда речь идет о покупке одной компании другой, то репутация означает и экономические выгоды от такой сделки.

Понятие «репутация» близко по значению к «чести» и «достоинству». Разница состоит в том, что «деловая репутация» связана с профессиональными качествами и рейтингом в бизнес-сфере. «Честь» и «достоинство» же напрямую связаны с этическими и моральными ценностями человека. «Честь» обычно ассоциируется с чувством справедливости, честности и уважения к себе и другим, измеряется обществом. «Достоинство» связано с субъективным мнением о себе и самоуважением.

Субъектом деловой репутации может быть любая структура или лицо, у которых есть связь с бизнес-практикой. Это могут быть компании, а также отдельные бренды, частные предприниматели, государственные учреждения и даже коллективные общественные организации. Главное, чтобы у этого субъекта было деловое взаимодействие с другими участниками рынка, клиентами, партнерами и конкурентами, что формирует его деловую репутацию в глазах общественности.

Ценность деловой репутации определяется такими факторами:

  • от нее зависит доверие и лояльность клиентов;
  • хорошая деловая репутация помогает компаниям привлекать высококвалифицированных сотрудников;
  • она влияет на конкурентоспособность, помогает заключать выгодные сделки и привлекать новых клиентов;
  • деловая репутация может положительно влиять на финансовые показатели компании, инвесторы и кредиторы больше доверяют надежным компаниям.

Влияние деловой репутации испытывают различные аспекты бизнеса, включая маркетинг и рекламу, отношения с общественностью, управление кадрами, финансы и стратегическое планирование.

Почему сила бренда ­— ключевое преимущество на конкурентном рынке труда

Как формируется деловая репутация

Деловая репутация формируется из разных составляющих.

Среди них:

  • качество предлагаемых продуктов или услуг;
  • отношения с партнерами, соблюдение принципов деловой этики;
  • способность к развитию, введение инноваций;
  • законопослушность;
  • управление имиджем компании;
  • доступность и качество обслуживания;
  • социальная ответственность.

Репутация компании может стать ее наиболее ценным активом или, наоборот, вызвать серьезные проблемы. Поэтому важно не только иметь отличные товары и услуги, но и активно работать над укреплением имиджа компании. Управляйте деловой репутацией и присутствием компании в СМИ на «РБК Компании».

Как провести оценку деловой репутации

Предоставить более объективные и систематизированные данные об оценке деловой репутации помогают индексы деловой репутации.

Индекс деловой репутации — это показатель, который отражает уровень доверия к данной организации или бренду со стороны ее целевой аудитории. Обычно он варьируется от 0 до 100 и выражает рейтинг компании на рынке среди других компаний. В России стандарт оценки деловой репутации был утвержден в 2015 году, а затем пересмотрен в 2017-м. При его расчете учитывали историю компании (как долго существует, сколько выпустила продукции или оказала услуг), квалификацию сотрудников, ресурсы компании и имидж.

Самый новый национальный стандарт индекса деловой репутации бизнеса (ЭКГ-рейтинг) ввели в России 1 февраля 2024 года. Он предполагает оценку компаний по трем направлениям: «экология», «кадры» и «государство». Стандарт разработан аппаратом полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Игоря Щеголева при участии других профильных ведомств. Рейтинг компаний определяется по диапазону от С (до 30 баллов) до ААА (от 101 балла).

Как медийная реклама помогает вырастить новые бренды

Индекс деловой репутации позволяет оценить общее восприятие компании, ее бренда или деятельности в целом. Он помогает компаниям, инвесторам, клиентам, партнерам более точно оценить степень доверия к бренду и принять обоснованные решения.

Существует несколько способов оценки деловой репутации:

  • опросы и исследования общественного мнения (среди потребителей, клиентов, партнеров, сотрудников и других заинтересованных сторон);
  • анализ упоминаний о компании в СМИ, социальных сетях, блогах;
  • оценка финансовых результатов компании;
  • привлечение экспертов и профессионалов для анализа деловой репутации компании;
  • анализ отзывов клиентов, партнеров, конкурентов и представителей индустрии, а также участие в различных рейтинговых оценках деловой репутации.

Как улучшить деловую репутацию

Для улучшения деловой репутации организации или частного лица можно использовать следующие способы:

  • поддерживать открытую и прозрачную коммуникацию с клиентами, партнерами и общественностью;
  • соблюдать высокие стандарты качества продукции или услуг;
  • работать над улучшением обслуживания клиентов и решением их проблем вовремя;
  • строить партнерские отношения с другими компаниями;
  • инвестировать в профессиональное развитие сотрудников;
  • вести этичный бизнес, соблюдая законы и корпоративные стандарты;
  • следить за репутацией компании в социальных сетях и на сайтах отзывов, быть готовым исправлять ошибки.

Защита деловой репутации

Защита деловой репутации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и укрепление положительного образа компании или частного лица в глазах клиентов, партнеров, конкурентов и общественности.

Среди основных методов защиты деловой репутации можно выделить следующие:

  • мониторинг и анализ информации о компании в СМИ, социальных сетях и отзывах клиентов;
  • реагирование на негативные отзывы и новости, своевременное устранение проблемных ситуаций;
  • проведение информационных кампаний и PR-акций для формирования положительного образа компании;
  • сотрудничество с PR-агентствами, которые могут помочь в управлении репутацией и кризисными коммуникациями;
  • защита прав и интересов компании через юридические механизмы: разрешение конфликтов, защита от клеветы и дискредитации;
  • активное взаимодействие с общественностью, участие в общественных и благотворительных проектах.

В России существуют законодательные механизмы для защиты деловой репутации — Конституция РФ и ГК РФ. В случае нарушений прав или репутации предприниматели и компании могут через суд защитить деловую репутацию.

Как меняются приоритеты и задачи юридического бизнеса России

Действия, необходимые для защиты деловой репутации в суде:

  1. Перед подачей иска соберите все необходимые доказательства, подтверждающие нарушение деловой репутации. Это могут быть документы или свидетельские показания.
  2. Обратитесь за консультацией к адвокату.
  3. Составьте иск. В иске должны быть указаны требования к ответчику, возможный размер компенсации ущерба.
  4. Обратитесь в суд.

Судебная практика

Согласно данным консалтинговой компании RTM Group, показатели по делам о защите деловой репутации в предпринимательской и иной экономической деятельности стабильны. Процент удовлетворения таких дел низкий — примерно 30% — из-за сложности доказывания. В 2019 году суды удовлетворили 34,2% требований по спорам о защите деловой репутации, в 2020-м — 30%, в 2021-м — 28,3%.

Одним из ярких примеров выигранных дел о защите деловой репутации стал иск «Ниармедик Фарма», которой удалось отстоять репутацию противовирусного препарата «Кагоцел» в суде. Издание «Доктор Питер» 28 января 2020 года опубликовало статью о якобы побочном действии препарата, приводящем к нарушению сперматогенеза. В интервью изданию доцент ФГБОУ ВО «СПбГПМУ» Александр Хаджидис утверждал, что «Кагоцел» долгое время использовался как противозачаточный препарат.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал, что целый ряд утверждений о препарате спикера и автора публикации не соответствуют действительности и порочат репутацию истца. Суд обязал удалить статью, а также разместить опровержение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *