Фото: пресс-служба
24 апреля 2025 года в Инновационном центре «Сколково» в Москве состоялась ежегодная научно-практическая конференция «Искусственный интеллект в транспортной отрасли — TRANS AI 2025», в ходе которой на пленарной сессии обсудили ключевые вызовы и последствия развития ИИ. Организатором мероприятия выступил концерн «Телематика».
В своем приветственном видеообращении министр транспорта России Роман Старовойт отметил, что интеграция ИИ уже охватила весь транспортный сектор: «Сегодня искусственный интеллект активно внедряется во все сферы транспорта: работают беспилотные грузовики, развивается автономное судовождение, в Москве курсирует беспилотный поезд. Машинные алгоритмы в авиации помогают формировать расписание рейсов, прогнозировать спрос на билеты, интеллектуальные системы управляют автомобильными потоками. ИИ усиливает человеческий потенциал, делает транспортный комплекс еще более эффективным и безопасным».
С видеоприветствием выступил и президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, который отметил, что перевозчик является потенциально самым большим полигоном для автоматизации и робототехники в мире. «Искусственный интеллект активно используется в управлении перевозочным процессом и системах диагностики. Мы изучаем возможности биоморфных роботов для работы на потенциально опасных для людей участках железной дороги», — добавил Белозеров.
Главная тема конференции «Союзник или враг человеку искусственный интеллект» вызвала горячую дискуссию среди экспертов. Открывая дебаты, гендиректор организатора конференции — концерна «Телематика» — Алексей Нащекин подчеркнул важность этого междисциплинарного диалога: «Технологии ИИ развиваются с такой скоростью, что даже те, кто непосредственно участвует в их создании, не всегда успевают за этим темпом. Наша конференция — это интеллектуальный перекресток, где инженеры, экономисты, юристы, философы, студенты сходятся для одной цели — заглянуть вперед и понять, как искусственный интеллект может сделать наш транспорт быстрее, безопаснее и умнее нас самих».
Иван Оселедец, гендиректор Института искусственного интеллекта AIRI, отметил, что даже по самым пессимистичным прогнозам, через десять лет появится сильный искусственный интеллект, способный решать задачи инженера-конструктора или транспортника лучше, чем любой текущий специалист. «Все движется с колоссальной скоростью. Технологии сегодня развиваются так быстро, что цикл изменений занимает меньше года. Например, раньше в стартап-инкубатор приходила команда из 5–10 человек — маркетолог, разработчик, дизайнер и другие. Сегодня половину этих ролей закрывает один человек с идеей и ноутбуком с доступом к GPT», — дополнил он.
Продолжая обсуждение вопросов рынка труда на фоне роботизации и развития нейросетей, гендиректор АО «НИИАС» Александр Долгий отметил, что уходит ряд профессий, связанных с рутинным трудом. Впрочем, такое всегда происходило по мере развития цивилизации: «Мы не скучаем по ушедшим профессиям, есть масса примеров, когда с помощью повышения квалификации люди переходили на новый уровень. Например, сегодня оператор-машинист уже может удаленно управлять пятью локомотивами, приобретая дополнительные навыки. Происходит своеобразная эволюция, и это естественный процесс, которого не надо бояться».
В свою очередь, замглавы ОАО «РЖД» Евгений Чаркин высказал убежденность, что в перспективе ближайших поколений искусственный интеллект не заменит человека в процессе принятия решений, а останется помощником, который освободит людей от рутинных операций.
«Я не думаю, что нас ожидает порабощение. Искусственный интеллект поможет переключить фокус человека с операций, которые не имеют добавленной стоимости, на операции, которые ее имеют. При этом функция человека с точки зрения обучения моделей будет очень важна», — отметил Чаркин, добавив, что очень важно оставить место для людей, не владеющих технологиями.
Обсуждая вероятность и последствия ошибок искусственного интеллекта, гендиректор АО «Компания ТрансТелеКом» Роман Кравцов отметил: «В каждом конкретном сценарии применения важно определить приемлемый уровень риска ошибки. ИИ ускоряет обработку данных, предоставляет информацию инженеру, но решение остается за человеком. Ошибки — не повод отвергать технологии, а стимул развивать контрольные механизмы, этику и адаптивные системы». Он также отметил, что подобные ошибки будут присутствовать всегда, но постепенно их количество будет уменьшаться. «Искусственный интеллект важно не столько ограничивать, сколько направлять и обучать на корректных данных».
В продолжение дискуссии Алексей Нащекин отметил, что сам по себе ИИ не имеет ни морали, ни нравственности — инструментами на его базе пользуются люди в соответствии с их собственными установками. «В более отдаленной перспективе с развитием механизмов самообучения можно будет задать тот или иной вектор эволюции, обучив ИИ любви или ненависти. Все это может выйти из-под контроля, поэтому нужно уделять максимальное внимание кибербезопасности, этической и технологической безопасности», — заключил глава «Телематики».
«Сейчас в мире примерно каждый десятый эксперт считает, что уже в 2027 году будут созданы первые системы ИИ, сопоставимые с человеком по уровню когнитивных способностей, и при этом половина специалистов предполагает, что это произойдет к середине века», — отметил Джефф Клун, старший научный консультант Deepmind, архитектор саморазвивающегося ИИ (экс-исследователь OpenAI и Uber AI Labs). По его мнению, создание таких систем, способных решать все задачи, доступные для понимания человека, произведет настоящую революцию в науке и технологиях.
Тему взаимодействия автономного транспорта и «умной» дороги в будущем развил заместитель генерального директора — директор по разработке ООО «ЭвоКарго» Дмитрий Куликов. Он выделил две ключевые траектории эволюции автономного транспорта. Первая — это создание «умных» автомобилей на обычной дороге, вторая же предполагает строительство «умных» дорог, которые сами будут управлять обычными, «глупыми» машинами.
«В первом варианте развития автомобиль будет настолько «умным», что ему не будут нужны дополнительные инструменты и внешняя инфраструктура. Альтернативный подход подразумевает, что сама инфраструктура насыщена сенсорами и средствами связи, поэтому «видит» весь трафик и управляет машинами. Разумнее двигаться к синтезу этих подходов: транспорт стремительно «умнеет», а дороги постепенно обретают цифровую инфраструктуру. В результате система получает двойной уровень безопасности, где «умный» автомобиль и «умное» окружение дополняют друг друга».
Реклама, ООО «КОРПОРАТИВНЫЕ СЕРВИСЫ», erid: 2SDnjcdP22R