Фото: пресс-служба

Как сообщил в феврале 2024 года российский премьер-министр Михаил Мишустин, за два предыдущих года средний уровень использования искусственного интеллекта (ИИ) в отраслях экономики и госуправлении вырос в полтора раза, экономический эффект превысил триллион рублей, а к концу текущего десятилетия он будет выше 10 трлн руб., что добавит к валовому внутреннему продукту (ВВП) почти 6%. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, совокупный вклад от использования технологий ИИ во всех отраслях экономики в ВВП России в 2030 году составит 11,6 трлн руб., а в 2035-м достигнет 46,5 трлн руб.

Перспективы применения генеративного ИИ в госуправлении очень широкие, и уже сейчас есть ряд ярких подтверждающих это примеров: как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, оценка ИИ-зрелости федеральных органов исполнительной власти, проведенная Высшей школой госуправления РАНХиГС в 2024 году показала, что наиболее продвинутыми в этой части являются Роструд и Федеральная налоговая служба, получившие по 89 баллов из 100 возможных каждый. Высокие результаты показали Минпромторг (79 баллов), Минцифры и Роскомнадзор (по 74 балла— каждый). При этом есть потенциал для наращивания применения и увеличения эффективности от использования ИИ и в других структурах госуправления, поскольку в целом средний уровень ИИ-зрелости ФОИВ аналитики оценили лишь в 26,4 балла. Это около нижней черты среднего (базового) уровня.

Существует несколько направлений, где технологии на базе ИИ востребованы в большей мере. В первую очередь это сервисы для граждан. Чат-боты и «умные» голосовые помощники могут отвечать на часто задаваемые вопросы, помогают заполнять документы и консультировать людей. Это естественным образом сокращает время получения госуслуг и повышает их качество. Простейший сценарий, который даже не требует навыков разработки, — загрузить в чат-бот нормативную документацию и справочные материалы. Он мгновенно «усвоит» информацию и научится консультировать по ней. Человеку не нужно будет никуда звонить или писать — чат-бот моментально ответит ему в любое время суток.

Например, в Подмосковье уже реализуется несколько десятков проектов в сфере искусственного интеллекта, один из них — обработка обращений граждан по социальной тематике с использованием нейросети. Национальная библиотека Якутии первой в России интегрировала искусственный интеллект в онлайн-сервисы для читателей. Цифровой помощник дает ответы на различные вопросы — от режима работы до содержания книг. А в прошлом году большая языковая модель GigaChat впервые использовалась для анализа обращений граждан на прямую линию президента РФ. Система проанализировала более 2 млн вопросов из разных каналов — телефонных звонков, сайта, СМС, соцсетей — и распределила их по полу и возрасту обратившихся, регионам и темам: жилье, медицина, транспорт, пенсии, финансы, газификация и пр. Причем сделала все это буквально в моменте.

Еще одним якорным проектом в нашей стране является робот Макс на госуслугах, который в тестовом режиме консультирует пользователей с помощью генеративного искусственного интеллекта. Новой версией цифрового помощника воспользовалось уже более 1 млн человек. Примеров много — и это реально работающие вещи, а не пилотные проекты.

Хорошие перспективы применения ИИ в сфере бюджетирования. Сегодня невозможно разделить финансовый сектор и технологии. С прошлого года Минфин РФ применяет ИИ-агента в бюджетном процессе: технология помогает в сопоставлении кодов бюджетной классификации, которые обозначают статьи доходов и расходов казны и привязанных к ним результатов. Сейчас ИИ‑агент работает на уровне 84% точности, и эта цифра продолжает расти. В итоге основную часть рутинной работы можно будет отправить на машинную обработку, чтобы люди могли сосредоточиться на действительно сложных, важных, творческих и интересных задачах.

Кроме того, искусственный интеллект может стать эффективным инструментом для борьбы с коррупционными действиями, поскольку умеет находить соответствующие признаки в финансовых потоках. Например, ИИ-системы мониторинга закупок позволяют выявлять аномалии в тендерах. Как в декабре прошлого года заявил СМИ генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, ведомство будет шире применять ИИ для выявления коррупционных рисков при выплатах премий чиновникам и предоставлении государственных услуг. Думаю, что разработка специализированных решений в этой сфере дело одного-двух лет.

Генеративный искусственный интеллект способен также кардинально ускорить подготовку нормативных актов, отчетов, публичных заявлений. Например, обученная на корпусе юридических документов ИИ-модель может помогать создавать драфты новых законов — нужно лишь корректно сформулировать перед ней задачу на обычном языке.

Внедрение ИИ трансформирует и клиентский опыт человека, и роль чиновника. У них появляется личный помощник — ИИ-агент, который на стороне потребителя может систематизировать и рассылать в профильные ведомства все его жалобы и обращения, к примеру, по теме ЖКХ. В свою очередь, ИИ-агенты сотрудников этих ведомств могут обрабатывать полученную информацию: сопоставлять ее с историей других обращений от населения как по конкретным управляющим компаниям, так и в целом по городу, делать соответствующие выводы, классифицировать характер проблем, разделяя их на эпизодические и системные, и далее контролировать их решение. Эта технология способна сделать работу органов власти более эффективной, прозрачной и ориентированной на человека. Для этого в федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» заложена стратегия внедрения, подготовка новых кадров и создание нормативной базы. Важно — не упустить момент и реализовать эти планы.

Искусственный интеллект — уже настоящее: как в сфере управления бизнесом, так в государственном менеджменте. Три года по нашей инициативе идет программа ИИ-трансформации российских регионов (RAIT), которые внедряют нейросетевые технологии в экономику и госуправление. Сегодня уже 85% субъектов РФ применяют ИИ-решения «Сбера» в госуслугах, медицине, сельском хозяйстве, образовании и других сферах. Только в 2024 году родилось порядка 200 новых региональных проектов на основе ИИ, в том числе при поддержке Минцифры России. Комплексное внедрение технологий в области искусственного интеллекта на уровне государства, несомненно, позволит повысить уровень ИИ-зрелости всех органов власти, быстрее достичь технологического лидерства, обеспечить гражданам лучший пользовательский опыт бесшовного и персонализированного взаимодействия с госструктурами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *