Фото: Андрей Махотин/РБК

За последние два года интерес россиян к депозитам сильно вырос. Но при этом по-прежнему далеко не у всех есть желание делать сбережения. Участники сессии «Развитие эффективной сберегательной культуры», которая прошла в рамках форума «Финансы новой цифровой эпохи» (18+), подняли важные вопросы, касающиеся стратегий накопления, психологических и экономических аспектов, влияющих на формирование сберегательного поведения, а также роли общественных институтов в развитии финансовой грамотности.

По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Михаила Доронкина, с 2018 года объем вкладов в стране удвоился: с менее чем 30 трлн руб. он вырос до 60 трлн руб. Причем основной прирост пришелся на последние два года: темпы превышали 20% в годовом выражении. «Конечно, это последствия исторического максимума в ставках по депозитам, — объяснил спикер. — В 2020–2021 годах мы наблюдали спад на рынке вкладов, а в 2023 году произошел ренессанс: вернулись те, кто вкладывался в фондовый рынок. Частично перешел во вклады и рынок недвижимости: ипотека дорогая, некуда потратить первоначальный взнос, да и досрочный взнос за кредит тоже можно положить на высокодоходный вклад. Сегодня мы видим активный интерес к депозитам всех категорий граждан. Пока ставки по вкладам двузначные и вдвое обгоняют инфляцию, выгода очевидна».

«Отечественная финансовая система, и в частности банковская, показала устойчивость в непростое время. Это ни у кого не вызывает сомнений», — отметил гендиректор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. Но несмотря на этот рост доверия, повышать финансовую грамотность населения по-прежнему необходимо. А для этого, по мнению эксперта, следует научить людей говорить на языке бизнеса. «Когда речь идет о финансовой культуре, нужно использовать все доступные каналы: не только оповещение в мессенджерах, но и кино, театры, литературные произведения — все это должно формировать правильные ценностные установки», — убежден спикер.

Гендиректор «Альфа НПФ» Лариса Горчаковская подвела итоги первого года работы программы долгосрочных сбережений (ПДС): «Программа востребована и продолжает набирать популярность. За 2024 год было привлечено 216 млрд руб., а на конец марта 2025 года это уже почти 300 млрд руб. и 4 млн участников. Однако не скажу, что это простой продукт. Он действительно очень «вкусный», но длинный: не все готовы ждать 15 лет. Так или иначе, это самый высокодоходный на сегодняшний день инструмент для массового сегмента».

Директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров назвал две главные проблемы финансового рынка. Первая из них касается ценовой стабильности, из-за которой инвесторы не доверяют финансовым рынкам, а вторая относится к мисселингу. «Разные рыночные участники должны бороться за клиентов, и те же банки, предлагая клиентам трехлетний депозит под 25%, занимаются откровенным мисселингом, поскольку реальная ставка сильно ниже 20%, — уверен эксперт. — Это в том числе мешает нам, как участникам финансовой индустрии профессиональных игроков, привлекать клиентов».

Старший управляющий директор Московской биржи по розничному бизнесу, развитию электронных платформ и проекту «Финуслуги» Игорь Алутин рассказал, что самый востребованный курс платформы сейчас — «Путь инвестора», который посмотрели более 4 млн человек. Но растет популярность и более сложных программ, например посвященных фьючерсам. «Люди пытаются изучить новые для себя способы инвестирования, а мы нацелены на то, чтобы простыми словами объяснить им, как правильно управлять финансами, — подчеркнул участник сессии. — Наша задача — научить людей копить. Мы хотим создать доверенную среду, которая позволит квалифицированным инвестконсультантам встретиться с пока неквалифицированными будущими инвесторами».

«В условиях сохранения высоких ставок по депозитам и накопительным счетам россияне по-прежнему придерживаются сберегательной модели поведения, — рассказал директор департамента «Занять и сберегать» Сбербанка Сергей Широков. — Мы это видим на примере наших клиентов, которые с начала года открыли 11,1 млн вкладов и накопительных счетов. В условиях конкуренции за клиента банки предлагают различные условия как для привлечения новых, так и для сохранения действующих вкладчиков. Мы пошли по пути максимально простых условий, для их выполнения клиентам достаточно делать то, что они уже и так используют в своей жизни: расплачиваться за покупки картами «Сбера», сберегать со «Сбером», пользоваться подпиской «СберПрайм». По нашим данным, сегодня ее выбирают уже более 22,7 млн человек. Кроме того, условия по вкладам распространяются как на новых клиентов, так и на тех, кто уже обслуживается в «Сбере», — это уникальная ситуация на рынке».

При высокой конкуренции на рынке банков «Сбер» предлагает выгодные условия как для новых, так и для действующих клиентов.

Ставки по вкладам:

— До 20% годовых — по линейкам «Лучший %» и «СберВклад»

— До 20,25% — для клиентов с пакетом «Новый СберПремьер» (срок: 4–5 месяцев)

Приветственная ставка накопительного счета для новых клиентов составляет 18%. Для сохранения высокой ставки после окончания приветственного периода достаточно выполнять ряд простых условий: иметь подписку «СберПрайм» и оплачивать покупки картами «Сбера».

Подробнее — на сайте.

Реклама, ПАО «Сбербанк», 18+, erid: F7NfYUJCUneRHyrRXh4U

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *