Фото: пресс-служба

— Как поменялось бизнес-образование в России за последние несколько лет?

— Уход западных компаний и запуск процедуры импортозамещения дал импульс к масштабной перестройке российского бизнеса. Сегодня многие предприниматели и управленцы готовы не просто развивать свои предприятия, но и расширять зарубежную экспансию, добиваться мирового лидерства. Образование необходимо трансформировать под новые запросы предпринимателей. Исторически сложилось, что их обучение строилось на заимствовании западного опыта, не всегда релевантного. Но за десятки лет развития отечественного бизнес-сообщества у нас сформировался уникальный опыт, появились свои теоретики и практики, накопилось множество успешных кейсов.

Возникла необходимость интегрировать лучшие практики российского бизнеса в образование, создать собственную систему обучения бизнес-менеджмента, которая будет учитывать специфику предпринимательства в нашей стране, не отказываясь при этом от мирового опыта. Этим мы и занимаемся, работая над созданием «Русской школы управления».

— Есть ли в России, на ваш взгляд, подобный опыт или нужно начинать с нуля?

— Научно-методологическая база нуждается в разработке. При этом можно опираться на существующие исследовательские труды в сфере предпринимательства, в том числе на работы Александра Аузана, Александра Прохорова, Сергея Мясоедова. Их изыскания посвящены российским особенностям управленческих механизмов, импортированию и адаптации зарубежных подходов, роли доверия в экономике и социальном капитале.

Дополнительно нужно систематизировать управленческий опыт начиная с рубежа XIX—XX веков и на основании полученных данных выявлять закономерности российской системы управления.

Глобально перед нами стоит задача выявить сильные черты отечественного предпринимательства. Например, представители российского бизнеса умеют работать в режиме жестких дедлайнов, способны мгновенно мобилизоваться и достигнуть выдающихся результатов. Эту готовность к подвигу мы называем «героическим лидерством».

Российским предпринимателям важно научиться превращать такие особенности в преимущества, осваивать гибкие методики управления, инструменты гроуз-хакинга, риск-менеджмент.

— Какие навыки нужны современному управленцу?

— Один из классических подходов в бизнес-обучении — кейс-метод. Это продуктовый принцип, в основе которого лежат алгоритмы создания коммерчески успешных проектов. Предпринимателям необходимо владеть методиками проведения кастдевов (Customer Development — это тестирование идеи будущего продукта на целевой аудитории с помощью интервью. — «РБК Отрасли»), генерации гипотез, прототипирования.

Считаем также важным в условиях экономической турбулентности учить привлекать инвестиции. Редкие предприниматели сегодня владеют такими компетенциями — предпочитают брать кредиты или идти «на своем бензине». В кризисные же периоды, наоборот, нужно с удвоенной силой искать и новых партнеров, и новых клиентов.

Еще одним вектором обучения должно стать развитие предпринимательского мышления и креативности. Например, такой курс разработал глава группы компаний «АРБ Про» Сергей Макшанов. Программа основана на синектике — инновационном методе развития творческого потенциала и коллективного решения сложных задач.

Бизнес-образование всегда славилось преподавателями-практиками с серьезным управленческим опытом. Например, на нашей программе Executive MBA председатель Российско-эмиратского делового совета Сергей Горьков курирует направление стратегического менеджмента. Исполнительный директор группы компаний «Эфко» Сергей Иванов ведет блок по эмпатичному лидерству: помогает предпринимателям провести ревизию ресурсов и определить новые точки роста.

Управленца нужно развивать комплексно, в том числе уделять внимание личностному росту.

— Как именно развитие личного потенциала руководителя помогает бизнесу?

— Здесь работает эффект сильного окружения. Он возникает благодаря системе наставничества и клубной культуре. Многие приходят на обучение ради нетворкинга, но реально его не получают: в классических MBA-программах на него не хватает времени.

Поэтому целесообразно включать в образовательные программы культурно-просветительские блоки, сочетающие отдых и тренировку управленческих компетенций. Студенты могут посещать арт-выставки, концерты академической музыки, заниматься актерским мастерством, осваивать ораторские приемы или даже искусство дирижирования. Творческое мышление помогает находить нетривиальные пути развития бизнеса.

Важно также обращать внимание на здоровье управленца как главный ресурс, позволяющий эффективно принимать решения и вдохновлять команду. Интегрировать регулярную физическую активность в рутину руководителей можно через микротренировки. Таким образом за время обучения студенты могут сформировать полезные привычки и приобрести массу неформальных знакомств, которые пригодятся в работе.

В бизнесе побеждает тот, кто умеет адаптироваться, использовать кризисы для развития, находить возможности там, где другие видят проблемы. Для этого необходима работа с образом мышления, умение абстрагироваться от операционных процессов и находить новые точки роста.

В целом собственники и топ-менеджеры приходят на бизнес-программы EMBA в двух случаях: когда ощущают необходимость перехода на новый уровень или осознают потребность перезагрузки существующего бизнеса.

Сегодня многие предприниматели чувствуют, что начали отставать. Нет времени следить за трендами, появляется ощущение, что конкуренты выходят вперед. Executive-программы помогают получить так называемый «вид с вертолета»: понять, как цифровизация влияет на бизнес, как улучшить GR-коммуникации, куда движется глобальная экономика.

Увидеть общую картину помогает в том числе изучение лучших мировых практик. Российская бизнес-школа в целом, и в том числе наша «Русская школа управления», не должна существовать в отрыве от зарубежных лидеров индустриального развития.

— Какие зарубежные практики и решения стоит взять на вооружение?

— Многие страны сильны в определенных отраслях. Например, Китай — один из лидеров цифровой трансформации. Студентам полезно посетить передовые компании в области онлайн-коммерции — AliBaba и JD.com, технологическую iFlytek и финансовую Ping An Group, пройти мастер-классы топ-менеджеров, перенять их опыт.

Дубай сегодня — номер один в логистике. На примере таких гигантов отрасли, как Abu Dhabi Ports и DP World, можно наглядно показать, как автоматизировать процессы, применять искусственный интеллект. Выездные практики ннеобходимы для подкрепления тематических образовательных блоков.

Бизнес-миссии позволяют лучше понять ментальность и культуру других стран, специфику ведения деловых переговоров, переписки, заключения сделок.

— Ставит ли современное российское бизнес-образование цель научить предпринимателей осваивать зарубежные рынки?

— Несомненно, такая цель есть, и здесь стоит отметить важную предпосылку. Растет товарооборот России с дружественными странами: в 2024 году, по данным правительства РФ, российский экспорт, в частности, вырос на 8,5%. Наша страна динамично развивает коммерческие отношения с Индией, Китаем, Турцией, Бразилией, Аргентиной, Саудовской Аравией, ОАЭ. Задача — научить российских предпринимателей масштабировать бизнес в этих странах. Нужны прикладные знания, касающиеся юридических, финансовых, маркетинговых аспектов ведения деятельности в конкретных государствах, что обеспечивает быстрый выход на новые рынки.

Например, Саудовская Аравия сегодня схожа с точки зрения бизнеса с Эмиратами 1990-х годов. Они развивают локальный рынок: нужны продукты питания, стройматериалы, другие потребительские товары. В отличие от ОАЭ, где конъюнктура уже устоялась и есть жесткая конкуренция во всех сегментах, здесь окно возможностей открыто. Поэтому нужно знакомить предпринимателей с ключевыми игроками, принимающими решения.

Таким образом, за время обучения студентам важно получать практический инструментарий для работы с зарубежными рынками, наработать деловые контакты, которые в дальнейшем станут точками входа в новые страны.

Мы нацелены на подготовку до 2030 года управленцев новой формации, готовых к любым вызовам. Это может стать серьезным вкладом в развитие экономики страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *