Фото: Shein

Один из крупнейших в мире ретейлеров в сегменте быстрой моды (fast fashion) Shein вышел на рынок Индии в 2017 году и мгновенно стал популярен. Этому способствовали инвестиции компании в маркетинг в размере 2,5 млрд рупий (около $35 млн), включая привлечение инфлюенсеров и продвижение в соцсетях. Компания специализируется на недорогой, в основном женской одежде. Shein также продает мужскую и детскую одежду, аксессуары, обувь, сумки и другие модные товары. Сегодня ретейлер доставляет товары покупателям в 150 странах по всему миру.

Спустя год работы в крупных городах Индии в Shein отчитались о 5 млн загрузок приложения в стране. Тогда же в компании заявили, что видят потенциал для роста и в небольших городах, а также о том, что начинают сотрудничать с местными дизайнерами. Китайская компания вместе с ними пообещала создавать одежду в стиле фьюжен и индо-вестерн для индийской аудитории.

В итоге бизнес Shein в Индии вырос в три раза менее чем за год, а миллион активных пользователей ретейлера ежедневно делали 10 тыс. заказов. Средняя стоимость заказа на платформе составляла от 1 тыс. до 1,5 тыс. рупий ($15–22 по среднему курсу за 2018 год). В июле 2018 года Shein даже провел SheinxMe Fashion Show — первый модный показ в Мумбаи, где покупатели бренда получили возможность пройтись по подиуму в одежде китайской марки.

Содержание

Первые сложности и запрет

Но уже в 2019 году начались сложности: таможенные органы Мумбаи конфисковали 500 посылок, принадлежащих компании Sino India Etail — индийскому юрлицу Shein. Компанию обвинили в занижении стоимости импортируемой одежды с целью уклонения от таможенных пошлин. Этот инцидент подтолкнул индийских законодателей к ужесточению правил электронной коммерции, связанных с импортом.

Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии

А в июне 2020 года Shein и еще 58 популярных китайских приложений, включая TikTok и WeChat, были запрещены в Индии на основании того, что они представляют угрозу безопасности страны. За три года работы в Индии приложение Shein успели установить около 50 млн раз, писало издание Financial Times со ссылкой на исследовательскую компанию Sensor Tower.

Министерство электроники и информационных технологий Индии обвинило Shein и другие приложения из КНР в нарушении конфиденциальности данных индийских пользователей и незаконном сборе информации. Индия приняла решение о запрете на фоне обострения военного конфликта с Китаем в Восточном Ладакхе. В мае 2020 года в этом регионе произошли столкновения, в которых участвовали около 250 военнослужащих с обеих сторон.

Легенда вернулась

В начале февраля 2025 года СМИ узнали, что Shein возобновил свою деятельность в Индии в партнерстве с одним из крупнейших холдингов страны Reliance Industries, принадлежащим миллиардеру Мукешу Амбани. У Reliance уже есть предприятия в розничной торговле, нефтехимической и нефтегазовой промышленности, телекоммуникациях и финансовых услугах.

Основанный в Китае, но теперь базирующийся в Сингапуре Shein запустил свое мобильное приложение и индийский веб-сайт Sheinindia.in, но без какой-либо широкой рекламной кампании. Запуском занималась NextGen Fast Fashion, дочерняя компания Reliance Retail Ventures, находящаяся под управлением дочери Мукеша — Иши Амбани.

Первый в списке: что нужно знать о богатейшем человеке Индии

До этого момента в течение нескольких месяцев Shein работал как часть онлайн-ретейлера Ajio, также принадлежащего компании дочери Амбани. По данным Bloomberg, приложение Shein в Индии уже загрузили более 10 тыс. раз в Google Play. Также оно занимает девятое место среди аналогичных приложений в App Store. На главной странице мобильного приложения Shein размещен баннер с надписью The OG is back («Легенда вернулась»).

На сегодняшний день сервис доступен только в Мумбаи, Нави-Мумбаи, Тхане, Бангалоре и Нью-Дели, но, согласно информации в приложении, в ближайшее время доставка Shein будет запущена по всей стране.

Соглашение между Shein и Reliance Retail было подписано в мае 2023 года, и бренду потребовалось почти два года, чтобы выйти на рынок, который должен достичь $42,3 млрд в 2025 году. Сотрудничество открывает для Shein доступ к огромной потребительской базе Индии, в то время как компания сталкивается с дополнительными налогами в США и рассматривает проведение одного из крупнейших IPO в Лондоне за последние годы.

Сари на бирже: как прошло IPO одного из лидеров рынка

Помимо Shein в Reliance заключили соглашения с такими международными люксовыми брендами, как Balenciaga и Burberry, сделав ставку на небольшую, но растущую категорию сверхбогатых покупателей в Индии. В то же время у компании почти 13 тыс. физических магазинов по всей стране, продающих недорогую одежду. В декабре 2024 года министр торговли и промышленности Пиюш Гоял заявил, что продажу продукции Shein в Индии никогда не запрещали, был заблокирован только сам сервис.

Строгие условия

Возвращение Shein на индийский рынок стало возможным только благодаря ряду условий, на которые компании пришлось согласиться из-за требований местных властей. Ключевым из них стало локальное производство: вся продукция Shein для индийского рынка должна производиться внутри страны.

За этим будут следить партнеры: Reliance Амбани заключила долгосрочное лицензионное соглашение, согласно которому Shein будет закупать товары у индийских производителей. Индийская компания фактически «арендует» бренд и перечисляет Shein лицензионный сбор за использование торговой марки. Таким образом, Shein не владеет долей в индийском бизнесе.

Кроме того, все клиентские данные будут храниться в Индии, и Shein не получит к ним доступа. Серверы платформы размещены на территории страны, а безопасность системы должна регулярно проходить аудит в соответствии с индийскими стандартами. Эти меры правительство обозначило сразу, чтобы снять обеспокоенность по поводу утечки данных в Китай.

В Shein также обязались поддерживать развитие местных поставщиков, открыв учебные программы для более чем 25 тыс. небольших индийских производителей, которые будут выпускать продукцию как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Представитель Reliance Retail отмечает, что в Shein планируют использовать Индию как производственную базу для своих глобальных операций. В рамках сотрудничества китайский ретейлер поможет создать сеть поставщиков и обучить индийских производителей одежды, способствуя росту экспорта текстильной продукции из Индии.

Что происходит на рынке этнической одежды в Индии

Возвращение Shein усилит позиции Reliance в борьбе с растущей конкуренцией со стороны Trent (fast fashion-ретейлера Tata Group) и Flipkart India, поддерживаемого Walmart, которому принадлежит модное приложение Myntra, пишет Bloomberg.

В то время как в Reliance Retail сталкиваются со слабым спросом, стремительный рост Trent в сегменте доступной моды сделал компанию Tata лучшим активом на индийском фондовом рынке в индексе NIFTY 50 в 2024 году.

«Reliance пока не демонстрировала выдающихся результатов в ретейле, но это партнерство усилит ее потребительское предложение», — считает аналитик Elara Securities India Pvt Каран Таурани. «Быстрая мода в Индии — огромный рынок с колоссальным потенциалом», — добавил он. По прогнозам Redseer Strategy Consultants, к 2031 году индийский рынок fast fashion превысит $50 млрд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *