Фото: Shutterstock

В апреле 2024 года в Нью-Дели прошел российско-индийский образовательный форум. Более 60 российских вузов представили свои программы, планы, амбиции. Это был не просто форум — это была заявка. Россия показала: образование становится не только экспортным продуктом, но и инструментом влияния, репутации, долгосрочного партнерства.

Содержание

Демографические дивиденды и вызовы

Именно Индия — один из самых привлекательных и недооцененных партнеров в сфере образования. Ее главным ресурсом являются не нефть и не технологии, а люди, прежде всего молодежь.

Население Индии превысило 1,4 млрд человек, доля трудоспособного населения — более 63%. Это то самое «демографическое окно», которое будет открыто до 2040 года. Страна находится в фазе урбанизации, индустриализации, цифровой трансформации.

Как средний класс поможет Индии обогнать Китай

Но за этими терминами стоят конкретные вызовы:

  • В год создается меньше рабочих мест, чем появляется молодых специалистов.
  • Лишь 10–15% занятых имеют официальную работу.
  • Большинство заняты в «сером», нестабильном, а порой и вообще «черном» секторе.

Медианный возраст индийца сегодня — 29 лет. Для сравнения, в России — 41, в Германии — 45, в Японии — 49. Более 600 млн человек в Индии моложе 25 лет, а рынок труда ежегодно пополняется на 10–12 млн человек.

Эти цифры являются не просто статистикой, а индикатором взрывного спроса. Для миллионов молодых индийцев образование является ниточкой, благодаря которой можно «выбиться в люди». В Индии диплом престижного вуза — главный инструмент социальной мобильности.

Нужные люди: кого и как брать на работу в Индии

При этом местных возможностей не хватает, и конкуренция за места в индийских вузах достигает абсурда. В топовые технологические институты (IIT) проходят лишь единицы из сотен тысяч. Именно поэтому заочное, зарубежное образование, а также онлайн-образование представляют собой целую индустрию.

Запад давно занял вакантную нишу: США, Великобритания, Австралия и Канада ежегодно принимают десятки тысяч индийских студентов. Но спрос настолько велик, что места остаются и для новых игроков. Россия потенциально является одним из них. Однако, чтобы занять эту нишу, нужна не разовая PR-акция, а системная стратегия.

Ставка на знания

В 2020 году Индия приняла новую Национальную образовательную политику (NEP). Это не просто документ, а попытка перезагрузить систему. В центре внимания — индивидуализация, цифровизация, ориентация на результат.

Ранее, в 2015 году, была запущена программа Skill India, охватывающая 400 млн человек. Качественное образование становится национальной задачей, и внешние партнеры получают уникальный шанс встроиться в индийскую модель роста.

Параллельно реализуются инфраструктурные и индустриальные проекты, такие как Smart Cities и Make in India. В каждом из таких проектов существует дефицит кадров-инженеров, ИТ-специалистов, медиков, технических специалистов. Именно в этих профессиях российские вузы могут предложить готовые решения, имея необходимые программы и преподавательский состав. Нашими сильными позициями являются медицинские вузы, инженерные школы, фундаментальные науки, военное и техническое образование, причем они доступнее по цене, чем на Западе.

Протекционизм в Индии: новые возможности для российского бизнеса

Взаимоотношения России и Индии являются не просто партнерством государств, но памятью поколений. Лозунг «Хинди руси бхай-бхай» («Индийцы и русские — братья») не забыт в Дели и Мумбаи. У многих представителей индийской элиты — бизнесменов, чиновников, ученых — сохранились теплые воспоминания о советском образовании, о годах, проведенных в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске и других городах.

Стратегия для России

Однако сегодня российской образовательной экспансии не хватает четкого системного подхода. Она выглядит как набор фрагментов: несколько англоязычных программ, участие в форумах, сотрудничество отдельных вузов с отдельными индийскими институтами.

Все вышеперечисленное является неплохим фундаментом для более широкой и последовательной работы. Но, чтобы конкурировать с англосаксонской моделью «школа в Индии — вуз за рубежом — работа за границей», нужно строить собственную цепочку: «российско-индийская школа — российский вуз — российско-индийская карьера».

Как и раньше: почему Индия развивает сотрудничество с Великобританией

Для закрепления на индийском рынке образования и расширения индийской аудитории соискателей необходимо поэтапно развивать следующие направления:

  • открытие и интеграцию русских школ и классов при посольстве и культурных центрах;
  • реализацию российскими вузами программ двойных дипломов;
  • проведение стажировок в рамках совместных проектов на территории России и Индии;
  • открытие центров интеграции выпускников в бизнес-среду на территории обоих государств.

При реализации данного подхода необходимо четко понимать ниши, в которых Россия реально конкурентоспособна: медицина (российские дипломы востребованы, стоимость ниже, качество конкурентное), инженерное образование (особенно в атомной энергетике, транспорте, нефти и газе), ИТ и прикладные науки (обладают высоким потенциалом при наличии англоязычных программ).

Что нужно сделать:

  • Масштабировать англоязычные курсы и программы.
  • Аккредитовать совместные дипломы.
  • Инвестировать в представительские офисы и филиалы.
  • Создать центры адаптации выпускников и карьеры.
  • Поддерживать выпускников как «сообщество лояльности».

Эти задачи должны стоять не только перед вузами, но и государством, бизнесом, фондами, культурными центрами. Цель подобного подхода — не просто набор студентов, а создание сообщества «выпускников-послов» — индийцев, лояльных к России, работающих в ключевых отраслях и поддерживающих устойчивые связи между нашими странами. Это инвестиция не на год, а на десятилетия.

Стратегическое окно возможностей до 2040 года

Сейчас в России обучаются порядка 30 тыс. студентов из Индии. Динамика роста составляет 10–15% в год. Последние 15 лет абсолютным приоритетом оставалось медицинское образование.

С февраля 2022 года наблюдается взрывной рост числа обучающихся: ежегодный прирост с 2–3% увеличился до 15%. Параллельно произошло расширение линейки специальностей: появился спрос на инженерное образование, где прирост числа студентов доходит до 20%.

Кроме того, с учетом активной экспансии управленческого образования через три-четыре года можно спрогнозировать ежегодный рост поступающих на эти специальности до 5%. Приоритетом на ближайшие два-три года также станет обсуждение на межгосударственном уровне взаимного признания дипломов и ученых степеней.

Колосс нового века: почему Индия — страна больших возможностей

Но России нужно играть вдолгую. Индия — это не просто огромный рынок, а страна, которая сейчас выбирает свое будущее. Кто станет ее партнером в подготовке нового поколения — тот получит не только студентов, но и доверие, уважение и влияние.

Россия имеет большой шанс. У нас есть качественное образование, общая история и культурная близость с Индией. Нам не хватает только одного — стратегии. Если она появится, мы сможем превратить экспорт образования в инструмент новой дипломатии. А вместе с этим — и в механизм экономического роста, научного обмена, культурного партнерства.

Окно возможностей открыто. Вопрос лишь в том, войдем ли мы в него вовремя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *