Фото: «Мир Квестов» https://mir-kvestov.ru/
Erid: 2SDnjcPwRJV
Интерактивные развлечения в России переживают пик популярности. Как отмечает PR-директор крупнейшего в стране агрегатора «Мир Квестов» Анастасия Недумова, рынок вырос на 20–30% по сравнению с 2022 годом.
Изначально квесты появились в Японии и Венгрии, а в России начали распространяться десять лет назад. В Москве стали строить первые квест-румы, в том числе эскейп-площадки (эскейпы — квесты, где задача участников выйти из запертой комнаты). Тогда основателям агрегатора «Мир Квестов» пришла идея создать сервис по модели известных сайтов бронирования отелей.
Сегодня агрегатор предлагает для бронирования почти все квесты для детей и взрослых, доступные в разных городах России и СНГ, с возможностью увидеть рейтинги и отзывы посетителей и выбрать самое подходящее предложение.
«Мы предоставляем максимальный выбор из возможных, собрав на одной площадке более 7 тыс. локаций. Ежемесячно агрегатор посещают более 1 млн человек, и эта цифра постоянно растет. В этом году компания отметила десятилетний юбилей», — говорит Анастасия Недумова.

Тематика квестов на агрегаторе разнообразна. Например, исторические и научно-популярные перформансы привлекают внимание молодой аудитории к истории страны, помогают популяризировать науку. Они могут, например, погружать игроков в историю Древней Руси. Есть социально значимые квесты, которые на примере жизни великих людей, например Бетховена, показывают, что даже серьезные проблемы со здоровьем не мешают добиваться высоких результатов.
В данный момент больше всего востребованы среди женщин и мужчин любого возраста игровые форматы с актерами — перформансы. Они позволяют получить заряд эмоций или выплеснуть их. Участие в перформансах дает более глубокое погружение в среду в сравнении, например, с просмотром фильмов. Это выброс адреналина и в то же время возможность отвлечься от действительности, почувствовать себя в другой реальности.
В целом рынок квестов в России продолжает демонстрировать стабильный рост. В России в 2024 году количество бронирований составило порядка 1,3–1,4 млн. игр, что соответствует обороту в 6–6,3 млрд руб. Примечательно, что структура спроса сохраняет баланс: на долю перформансов приходится около 56–58% бронирований, тогда как классические квесты занимают 42–44%. Эти показатели свидетельствуют о высоком интересе аудитории и о том, что индустрия продолжает развиваться, а качество и безопасность становятся ключевыми факторами успеха.
Содержание
Как идет работа по обеспечению безопасности игроков
Главная задача, которая сейчас стоит перед представителями индустрии, — обеспечить безопасность клиентов. Ранее в России произошел ряд несчастных случаев на квестах. В результате был разработан и принят госстандарт для детских квестов — ГОСТ Р 71161–2023 «Услуги в области развлечений и отдыха детей. Квест-комнаты детские. Общие требования», он вступил в силу 1 марта 2024 года. Согласно стандарту, запрещен грубый контакт актеров с участниками, обязателен инструктаж клиентов по технике безопасности, а также регламентированы другие правила.
Юридический отдел «Мира Квестов» провел специальный опрос партнеров агрегатора, чтобы понять, какие нормативы детских квестов наиболее сложны в реализации, и направил свои предложения к ГОСТу с учетом этих пожеланий.
Например, изначально в ГОСТ для детских квестов было внесено положение, что любые актеры, присутствующие на площадках, должны иметь профессиональное актерское образование. Но в маленьком населенном пункте нередко отсутствуют актерские вузы и колледжи. Представители агрегатора выступили с замечанием о сложности соблюдения правила и его вреде для малого бизнеса. В результате было принято решение расширить список возможных профессий актера квеста. В частности, туда должна войти профессия педагога.
Сейчас разрабатывается ГОСТ для взрослых квестов, и участники индустрии развлечений активно взаимодействуют с GR-структурами. В их числе агрегатор «Мир Квестов», чьи представители входят в рабочую группу наряду с депутатами Госдумы, членами партии «Единая Россия» и сотрудниками Росстандарта. «Мы выступаем за запрет использования открытого огня, а также за замену всех колюще-режущих предметов на бутафорию, — отметила Анастасия Недумова. — Также мы считаем, что необходимо создать условия, при которых человек при необходимости всегда сможет самостоятельно выбраться из запертого помещения».
ГОСТ для взрослых квестов должен задать систему координат: что можно делать, а что нельзя, и наладить связь между организатором квеста, потребителем и государством, которое заинтересовано в регулировании отрасли. Формат соответствия госстандартам поможет сделать рынок максимально безопасным и комфортным для потребителя.
В отсутствие ГОСТа для взрослых «Мир Квестов» старается обеспечить безопасность клиентов своими силами, прежде всего убрав саму возможность выбора контактных перформансов — из-за них чаще всего происходили инциденты на площадках. Кроме того, клиентам предоставляется максимально подробное описание каждого перформанса.
Если на одной из локаций произошел несчастный случай, на который пожаловался клиент, на сайте агрегатора скрывают страницу квеста до выяснения обстоятельств и разрешения конфликта. «Мы не можем и не хотим игнорировать неприятные эпизоды, потому что это напрямую влияет не только на наши доходы, но и на репутацию индустрии, — подчеркивает представитель компании. — Безусловно, мы озабочены качеством, которое предоставляют организаторы подключенных к нам квестов. При этом у «Мира Квестов» нет полномочий и ресурсов, чтобы проверять качество работы каждой из 7 тыс. площадок, зарегистрированных на сайте. Тем не менее на основании текущего ГОСТа и глубокого понимания индустрии мы разработали собственный внутренний свод правил, согласовав его с юристами. И просим партнеров согласиться их соблюдать».
Взаимодействие с регионами
«Мы видим свою задачу в том, чтобы быть своего рода мостом между владельцами квестов в самых дальних регионах России и специалистами в GR-cфере, которые разрабатывают нововведения для улучшения индустрии. Если у организаторов из Москвы или Санкт-Петербурга чуть больше осведомленности о нововведениях в области госстандартов, то в регионах могут быть не так глубоко в это погружены, — отмечает Анастасия Недумова. — У нас большой штат менеджеров, которые общаются со всеми партнерами, объясняют положения и стараются содействовать тому, чтобы нормативы ГОСТа были поняты и соблюдались всеми партнерами вне зависимости от региона».
Создание Ассоциации организаторов квест-индустрии
В стремлении не только развивать индустрию квестов, но и защищать ее интересы крупнейшие игроки рынка, включая «Мир Квестов», приняли решение о создании Ассоциации организаторов квест-индустрии. Основная цель Ассоциации — объединить усилия участников рынка для стабильного и безопасного развития отрасли, обеспечивая экономические и правовые гарантии всем участникам.
Ассоциация будет представлять интересы своих членов в законодательных и исполнительных органах власти, участвовать в разработке и обсуждении законопроектов, затрагивающих деятельность индустрии. Помимо этого, она обеспечит профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, а также консультационную и методическую поддержку компаний.
Важная задача Ассоциации — разработка стандартов качества услуг и безопасности квестов, что позволит усилить доверие клиентов и повысить престиж компаний-участников. Кроме того, Ассоциация будет активно заниматься продвижением квестов как культурного и образовательного продукта, поддерживая инициативы по популяризации формата и обмену опытом между организаторами.
Повышение качества обслуживания клиентов
С октября 2024 года «Мир Квестов» стал резидентом инновационного центра «Сколково» с проектом платформы «Система подбора квестов».
Платформа представляет собой крупнейшую в России базу данных квестов: описания, рейтинги, отзывы и контактную информацию. Эта экосистема упростит процесс подбора подходящей локации, даст возможность организаторам повысить эффективность услуг и продвигать свои проекты на качественно новом уровне.
Для разработки проекта ведется исследовательская работа по нескольким направлениям. Первое — обеспечение индивидуального подбора квестов. Клиент отвечает на вопросы о предпочтениях и получает личную подборку локаций с описанием, сформированную искусственным интеллектом на основе пользовательского опыта.
Также упрощается выбор для клиента через создание кратких обобщений всех отзывов, созданных с использованием современных отечественных LLM моделей. Выделение ключевых моментов необходимо, так как на один квест может быть написано более 100 отзывов от разных команд.
Третье направление — создание персонализированных шаблонов отзывов для обратной связи с клиентом на основе сообщений на портале или через контактный центр.
За 10 лет компания объединила участников рынка, создав единую платформу для взаимодействия клиентов и организаторов, что обеспечило цифровизацию сферы, переведя взаимодействие с пользователями в удобный формат.
Как отмечают в «Мире Квестов», у индустрии всегда есть возможность повышать качество предоставляемых услуг за счет рыночной конкуренции. Небезопасные локации с некачественным сервисом получают плохие отзывы, это снижает их рейтинг, приводит к низким цифрам бронирования и, как результат, — к неустойкам и закрытию бизнеса. И наоборот: лучшие квесты, с высокими оценками и отзывами игроков по качеству сервиса и безопасности, усиливают свои позиции. Так, например, появилось объединение Quest Stars.
Благотворительность и социальная ответственность
«Мир Квестов» видит свою миссию не только в создании удобного сервиса и поддержке индустрии, но и в том, чтобы приносить реальную пользу обществу. «Мы осознаем свою социальную ответственность и стараемся поддерживать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации», — говорит Анастасия Недумова.
Компания сотрудничает с фондом «Банк еды Русь», который оказывает гуманитарную помощь переселенцам в Курской области, помогая им получить необходимые продукты и средства первой необходимости. Также «Мир Квестов» поддерживает инициативы Народного фронта по сбору пожертвований для мирных жителей из Белгородской и Харьковской областей.
Поддержка распространяется и на фонды, которые помогают многодетным семьям, матерям-одиночкам, малообеспеченным семьям и семьям с детьми из самых уязвимых категорий, включая беженцев из ДНР.
В «Мире Квестов» уверены, что лидерство проявляется не только в успехе бизнеса, но и в том, чтобы делать мир немного лучше.