Ленинградская школа электромеханики берёт начало в конце XIX века, когда на берегах Невы появились мастерские для обслуживания городских трамваев и станций освещения. Ранние двигатели постоянного тока собирались на базе судостроительных площадок, а первые генераторы — в цехах Балтийского завода, создав основу Ленинградского электромеханического производства.
Крупный импульс дала программа ГОЭЛРО: в 1922-1936 гг. пущены заводы «Электросила» и «Ленинградский металлический», сформирован экспериментальный сектор при Политехническом институте. К концу тридцатых мощность выпускаемых турбогенераторов достигла 100 МВт.
В годы блокады оборудование эвакуировали на Урал, оставшиеся рабочие собирали моторы для танков в подвалах. После прорыва кольца выпуск возобновили уже на освобождённых площадках.
Послевоенный подъем
К сороковым и пятидесятым заводчане освоили серийное производство гидрогенераторов для станций Ангары и Волги, внедрили электрическое автоматическое управление подъёмными механизмами портов. Инженерные бюро разработали первый отечественный сервопривод с магнитным усилителем.
Ленинградское электромеханическое семейство включает «Электросилу» с фокусом на крупные генераторы, «Светлану» с компонентами силовой электроники, НПО «Импульс» с системами привода для атомных ледоколов, «Русэлпром-Нева» с асинхронными машинами для судов и компрессорных станций.
Эпоха цифровизации
После 1991-го коллективы вышли на мировые рынки, приняли стандарты ISO, освоили твердотельную автоматику. Контракты с Siemens и Alstom дали доступ к IGBT-модулям и системам контроля вибраций.
Ныне конструкторские центры разрабатывают тяговые двигателиели для метрополитена, безредукторные генераторы для ветроэнергетики, компактные сервомоторы для медицинских томографов, коллаборативных роботов и экзоскелетов.
Взгляд в будущее
Совместно с ИТМО и Политехом проводятся проекты по замкнутым ротором из углепластика, селективному лазерному сплавлению якорей и цифровому двойнику подшипников скольжения.
Производства переходят на замкнутые водооборотные циклы, безотходную медеплавку, энергомониторинг на базе беспроводных сенсоров. Уровень потребления энергии снижен на 27 % относительно 2010-го.
Ленинградский электромеханический кластер удерживает роль флагмана российской энергетической машиностроительной отрасли: оборудование работает на шести континентах, а новые проекты подтверждают устойчивость инженерной школы.
Первые электромеханические мастерские Санкт-Петербурга возникли в эпоху позднего царствования Александра II. Инженеры Балтийского завода выпускали динамо-машины для освещения доков и набережных, военные заказчики оплачивали исследования по повышению надёжности генераторов. В 1898 году артель Карпинского и Широкова собрала первые электроприводы для кранов Морского порта, опытную партию выкупило Министерство путей сообщения. Так формировался кадровый резерв, в который входили выпускники Технологического института и ремесленных училищ Васильевского острова. К 1913 году в столице работало свыше тридцати электротехнических цехов, производивших тяговые двигатели, контактные реле, пружинные рубильники. Продукция отправлялась на строительство трамвая, Невского судостроительного завода и Сестрорецких оружейных мастерских.
Имперский период
Первая мировая война усилила спрос на надёжные электромашины для подводных лодок. Завод «Вольта» перешёл на выпуск стартер-генераторов, адаптированных к солёному туману Финского залива. Конструктор Виктор фон Рауш разрабатывал бронзовые кольца короткозамкнутых роторов, что значительно повышало живучесть силовых установок. Город получил собственную школу проектирования корабельных приводов, позднее оформленную в кафедру электромеханики Политехнического института. Октябрьская революция прервала контракты с зарубежными поставщиками меди и олова, и инженеры наладили переработку лома кабельных линий старых театров. Уже к 1921 году Совнарком оценивал восстановленный потенциал отрасли в 75 процентов от довоенного.
Советская реконструкция
План ГОЭЛРОО дал сектору рывок: в 1928 году пущен завод «Электросила» с проектной мощностью 7000 мегаватт генераторов в год. Конструкторское бюро под руководством Александра Владимировича Винтера разработало вертикальные турбогенераторы для ДнепроГЭС. Параллельно облагораживалась производственная площадка «Светланы», из оптико-электронного цеха которой вышел первый в стране магнетрон с медной каверной. В 1934 году ЛМЗ освоил серийный выпуск синхронных двигателей для прокатных станов, а объединение «Красная Заря» развернуло сборку релейно-контакторных панелей для метрополитена. Финская кампания и блокада Ленинграда перевели предприятия на военные рельсы: «Электросила» выдавала по две тысячи стартеров для танков КВ-1 в месяц, «Светлана» штамповала прожекторные катушки для зенитных батарей. Разборы стен БДТ и Мариинского театра спасли линию вы пусковых шин, пополнив запасы меди.
В послевоенные годы отрасль переходила к закрытому циклу. ЛМЗ обустроил литейный корпус, где появились собственные заготовки крупногабаритных статорных сердечников. Завод «Электропульт» внедрил первую в Союзе линию автоматизированного травления печатных плат, применяя советский фотолак «ЛФ-5». В 1963 году началось строительство Научно-исследовательского института электромеханики имени Козырева, ответственного за унификацию стандартов серий РД-600 и РД-800. Ленинград поставлял комплектные электромашины для объектов Байкало-Амурской магистрали, Норильского горно-металлургического комбината, алжирской ГЭС «Джидель». Кооперация с Прибалтикой обеспечивала микродвигатели для магнитофонов «Тембр» и сепараторов молочных комбинатов.
Перестройка обнажила диспропорции: разрыв партнёрств с союзными республиками замедлил поставки магнитопровода, а финансовый голод заставил «Электросилу» перейти на бартер с нефтяными компаниями. Часть специалистов ушла в малые кооперативы, где собирались шаговые двигатели для игольчатых принтеров. ЛМЗ временно законсервировал опытную турбины Т-175-90, но сохранил конструкторский архив и контроль координатно-расточного парка.
К 2000-м на базе бывших цехов появились технологические кластеры. «Светлана-Электронприбор» запустила линию силовых IGCT-модулей с кремниевыми пластинами 91 мм. «Электросила» вошла в структуру «Силовых машин», получив доступ к европейским станкам пятиосевой обработки. Совместно с Siemens создан газогенератор G1-109 М, локализация деталей достигла 60 процентов, обмотка статора мотается ленточным проводом собственной вытяжки. Институт Козырева удерживает статус разработчика электродвигателей разгрузочного режима для ледокольного флота. Программа судна «Лидер» подтолкнула разработку приводов на 27 МВт с активным водяным охлаждением.
Город стимулирует малый сегмент: в промзоне «Парнас» действует инкубатор, предлагающий доступ к установкам селективного лазерного плавления. Стартапы изготавливают алюминиевые статорные корпуса для беспилотных катеров и встраиваемые контроллеры с SiC-транзисторами. Академический университет на Ординарной ковает специалистов по силовой электронике, обучающие модули закрывают всё от схемотехники до прототипирования.
Санкционные барьеры сменили поставщиков компонентов, но отрасль держится благодаря восстановленной металлургической цепочке: медь из Кольской ГМК, магнитотвердый сплав «Неофер» с Верхнекамского рудника. Экспорт сместился в Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию. «Силовые машины» поставляют гидрогенераторы для ГЭС «Чаклэйу» в Перу, «Электропульт» отгружает шкафы автоматического пуска компрессоров в Индонезию.
Ленинградское электромеханическое производство демонстрирует синтез классических школ и цифровых подходов. Баланс консервативных тяжёлых мощностей и гибких инжиниринговых бюро позволяет поддерживать инженерную преемственность, расширять экспорт и участвовать в энергетических проектах Арктики. Настрой на длительный жизненный цикл оборудования, высокий объём локализации и развитое научное окружение формируют устойчивую платформу для дальнейших инженерных достижений.