Я наблюдал десятки праздничных ужинов от Полесья до Закарпатья, однако Святый вечер 6 января каждый раз звучит по-своему. После захода солнца хозяйки несут первое блюдо – густую пшеничную кутью на меду. Её называют «богатой», ведь стол наполняют двенадцатью постными явствами, символизирующими апостольский круг.

кутья

Древняя гастрономия вечера

Старожилы подчёркивают: кутья обязана блистать зерновым блеском. Зёрна покрываются глянцем после обливания узваром – отваром сушёных фруктов. Этнографы называют такой сироп «ыварыш», или «вар» у полочан. Подслащивание символизирует солнечный янтарь, привлекающий благополучие.

Семена мака растираются в горшке-корчик, пока не появится белый «молочок». Славяне связывали этот пенистый ликёр с началом жизненного цикла. Консистенция достигалась каменным пестом «матка», от которого, по версии филологов, возникло выражение «молоть макруху».

Обряды при огне

Когда первая звезда вспыхивает, хозяин вносит в дом «дидух» — сноп колосьев, перевязанный красной пасмой. Ритуальный колос ставят у восточной стены, ближе к домашнему огню. Искры от лучины снимают древний страх холода и приглашают предков-заступников.

Я фиксировал архаичный жест: перед тем, как сесть, старший мужчина подбрасывал ложки вверх. Если орудие падает лицевой стороной к потолку, семья встречает плодородный год. Археологи связывают приём с тотемным гаданием угров.

Приметы ветра и льда

Ночью проверяют лёд в корыте для скота. Гладкая, блестящая корка сулит раннюю зелень, рябая — нашёптывает о бурях. Я слышал выражение «ледянка поёт рожь», его записал фольклорист Лобода в 1893-м.

В Полесье хозяева выносят ложку кутьи на перекрёсток и слушают ветер. Западный приносит мёдовый запах липы — значит пчёлы дадут густой сбор. Юго-восточный гугл намекает на лён-великоросс.

Колядники идут станицей под звуки трёхструнной «бриллёры» — гибридной балалайки. Они выкликают «Слава роду!» и получают пряники-козули. Сладкое угощение подпитывает обоюдную щедрость, кроме того сихорит шум прогоняет тьму.

Сквозь фольклор просвечивает астрофизика. Зимнее солнцестояние уже миновало, день медленно прибавляется. Селяне выражают надежду через зерно, огонь, сладость. Так связывается космос и глиняная миска.

Для меня важен один нюанс: кутья выходит по-настоящему «богатой», когда ингредиенты выращены на своём поле. Термин «автин» — старославянская «домашняя мера» — противодействует спекуляции. Своя мера вкуснее купеческих излишков.

Пектины из сушёных груш загущают узвар, создавая бархатистый шлейф аромата. Зимой подобный напиток сравнивают с январской кометой: короткий всплеск тепла посреди морозных сумерек.

Я шагал по улицам Яремче, где старики обматывают яблони соломой. Они верят: дерево оденет золотой пояс и не-сушь не тронет завязи. Приём называется «опояска», исходя из слова «пояс» — защита.

Святый вечер завершается тихой молитвой. Золу из печи собирают в горшок и хранят до посевной, подсыпая в борозды. Калий из дровяной золы подкармливает ростки, а душевная память уравновешивает труд.

Я продолжу наблюдения. Следующий отчёт выйдет после Крещения, когда вода приобретёт зеркальную звонкость и подскажет новые сюжеты.

От noret