Израиль и Иран усиливают ракетные атакиОсталось ли место для дипломатии в ирано-израильском конфликте, который в Тегеране без обиняков называют «войной», а в Тель-Авиве — «военной кампанией»? Таков, пожалуй, ключевой вопрос нынешней повестки дня, на который ответа нет. Обе конфликтующие стороны в принципе готовы сесть за стол переговоров, но исключительно на собственных условиях, не поступаясь принципами. А масштаб признаваемых человеческих потерь на данном этапе, с точки зрения иранских и израильских властей, не выглядит настолько критичным, чтобы прекращать боевые действия.
В Тель-Авиве официально признают гибель 24 человек и ранения различной степени тяжести у 592 жителей еврейского государства. Минздрав Ирана сообщает о госпитализации почти 1,5 тысячи гражданских лиц и гибели 224 человек. Очевидно, что и те, и другие цифры прошли цензуру и не учитывают потери среди военнослужащих, а также иного задействованного в оборонительных мероприятиях персонала. При этом СМИ каждой из конфликтующих сторон, в свою очередь, приводят цифры потерь у противника существенно превышающие официальные данные и сообщают о масштабных разрушениях, никем официально не подтвержденных.
Взгляд из Израиля
Гражданские лица имеют право покинуть свое место жительства и отправиться в общественное бомбоубежище или в школы, открытые для гражданских лиц, — такое заявление распространила Армия обороны Израиля. В то же время, как сообщает ее пресс-служба, большинство мирных жителей остаются в своих домах, хотя существовали опасения, что десятки тысяч израильтян покинут небезопасный Тель-Авив и отправятся в населенные пункты, расположенные в пустыне. Это, по мнению властей, нанесло бы ущерб функционированию государства и снизило моральный дух в обществе. Перед иранскими атаками Армия обороны Израиля передает населению предварительное предупреждение примерно за 30 минут до удара, сирена включается за 90 секунд до ракетной угрозы. Официально в Израиле признают, что только 5-10 процентов иранских ракет поражают жилые районы, остальные сбивает ПВО. После «ударов иранских ракет поблизости» от посольства США в Тель-Авиве здание димпмиссии получило незначительные повреждения. Американское посольство и консульство остаются закрытыми до получения новых распоряжений. Ранее посол России в Израиле Анатолий Викторов сообщил о выбитых взрывной волной стеклах в квартирах нескольких сотрудников российской дипмиссии. В посольстве рекомендовали живущим в Израиле россиянам покинуть страну до нормализации обстановки через круглосуточно работающий погранпереход с Египтом. В Тель-Авиве сообщают, что за последние три дня Иран выпустил по Израилю 370 баллистических ракет.
Газета «Нью-Йорк таймс», сославшись на проверенные данные, утверждает, что иранские ракеты поразили крупнейший нефтеперерабатывающий завод в районе города Хайфа на севере Израиля. Израильские власти говорят, что ни один из жилых домов не рухнул полностью после попадания иранских ракет и считают такой результат «несколько лучшим, чем ожидалось». Иранские информагентства пишут об ударе по Тель-Авиву и Хайфе гиперзвуковыми ракетами, обстрелах главного аэропорта Бен-Гурион, масштабном отключении электроэнергии в центральной части Израиля, обстреле израильской авиабазы Неватим в Негеве. Но независимого подтверждения этой информации нет.
Взгляд из Ирана
Консульский отдел посольства России в Иране приостановил работу. По всем вопросам россияне могут обращаться в посольство по телефону горячей линии. Информация о выходе Тегерана из Договора о нераспространении ядерного оружия, которую ранее распространили Telegram-каналы, официально признана недостоверной — МИД республики подтвердил, что страна продолжает придерживаться своих обязательств по этому соглашению. Как передал иранский новостной портал Beytoote.com, выступая в парламенте на процедуре утверждения нового министра экономики и финансов, президент Масуд Пезешкиан еще раз заявил: «Исходя из политики Верховного лидера, мы не стремимся к ядерному оружию, и это наша вера и убежденность. Если кто-либо в стране занимает позицию, противоречащую тому, что объявил Лидер, ему нет места в политике Исламской Республики». В то же время иранский президент подчеркнул, что Иран «имеет право пользоваться преимуществами ядерной энергии и исследований, которые приносят пользу обществу, и никто не имеет права отнимать это у Исламской Республики».
Корпус стражей исламской революции (КСИР) признал гибель главы разведки и его заместителя в результате израильских ударов. Как сообщил ТАСС, группа российских ученых покинула Тегеран и направляется в Баку, чтобы оттуда вылететь в Москву. Израиль утверждает, что атаковал подземный завод Фордо. В районе предприятия было зафиксировано землетрясение магнитудой 2,5, что может говорить о применении сверхмощных бомб. Независимого подтверждения этой информации нет. Иранские новостные СМИ зафиксировали длинные очереди на заправках и пробки на шоссе, ведущих из Тегерана. Об этом же сообщает глава дорожной полиции. В соцсетях жители Ирана делятся опытом, как отличить звуки ракетных ударов от перехватов ПВО. Часть населения, в первую очередь женщины с детьми, покидает оказавшийся под ракетными ударами Тегеран, чтобы переждать опасное время в соседних деревнях, как это уже происходило во время ирано-иракской войны 80-х годов.
Пресс-секретарь правительства Фатеме Мохаджерани назвала мечети убежищем для всех людей и сообщила, что метро в городе будет открыто 24/7, чтобы население могло там укрыться. Иранские новостные агентства приводят ее слова о школах, которые теперь также разрешено использовать в качестве убежищ.
Иранские информагентства пишут об ударе по Тель-Авиву и Хайфе гиперзвуковыми ракетами, обстрелах главного аэропорта Бен-Гурион
США готовятся вступить в игру?
Значительная часть военно-морских сил США вышли из Тихого океана и направляются в Персидский залив. В Европу, а оттуда на Ближний Восток Пентагон перебрасывает не менее 25 самолетов-заправщиков. Министр обороны США Питер Хегсет на слушаниях в Конгрессе подтвердил отправку систем противодействия БПЛА из Украины на Ближний Восток. Означает ли это, что решение об участии США в боевых действиях против Ирана на стороне Израиля уже принято? На данный момент никаких подтверждений этому нет. На Ближнем Востоке расположено 19 военных объектов США и размещено порядка 40 тысяч американских военнослужащих (примерно 1/3 часть от расквартированных за рубежом). География американских баз обширна: Сирия, Израиль, Ирак, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман. В Вашингтоне учли ранее звучавшие из Тегерана угрозы атаковать военные объекты США в регионе. В то же время президент Дональд Трамп призывает Иран вернуться за стол переговоров по ядерной программе, и Россия готова осуществить посредничество между Израилем и Ираном. С точки зрения дипломатов, ситуация не выглядит безнадежной: «красные линии», окончательно делающие переговорный процесс бесполезным, ни Тегеран, ни Тель-Авив еще не перешли. Однако на данном этапе премьер Израиля Биньямин Нетаньяху стремится на максимальный срок отложить начало мирного диалога с Тегераном, поскольку считает, что любая сделка, которая разрешит Исламской Республике обогащать уран, будет означать в будущем ядерное вооружение Тегерана. А в Иране, по мнению большинства экспертов, не откажутся от идеи обогащать уран, поскольку такой шаг «сделает иранское правительство уязвимым дома». К тому же в Израиле не скрывают, что «результатом военной кампании может стать смена режима в Тегеране», хотя в возможность такого исхода многие аналитики не верят.
Израиль наносит удары по «узким местам в различных ключевых отраслях», которые поддерживают ядерную, ракетную, беспилотную и противовоздушную промышленность Ирана. И США дают Нетаньяху возможность это делать, формально находясь над схваткой и призывая к переговорам. По мнению экспертов, если Тегеран сумеет наладить оборону и избежит прямой конфронтации с Вашингтоном, то в этом случае он сможет «сохранить лицо», вернувшись к обсуждению параметров своей ядерной программы. И в конечном итоге заключить с США соглашение, которое в общих чертах будет напоминать ядерный пакт 2015 года, принятый во времена президентства Обамы. Однако слишком быстрое и не полностью успешное завершение операции против Ирана угрожает премьеру Биньямину Нетаньяху, чье правительство едва устояло после голосования в парламенте на прошлой неделе. Поэтому ждать окончания военных действий Израиля в короткие сроки не стоит.
Ситуация не выглядит безнадежной: «красные линии» ни Тегеран, ни Тель-Авив еще не перешлиМежду тем
Французские власти построили черные стены вокруг экспонатов с израильским вооружением на парижской выставке по военным технологиям. Это произошло после того, как чиновники, действующие от имени французского правительства, потребовали убрать из павильонов образцы наступательного вооружения, производимого израильской промышленностью, оставив только оборонительные технологии. После того как Тель-Авив отказался это сделать, организаторы выставки ночью возвели черные стены, которые блокируют израильскую экспозицию и отделяют ее от остальной части выставки.
Израильская система ПВО «Золотой купол» смогла справиться далеко не со всеми иранскими ракетами. Фото: REUTERSАкцент
МАГАТЭ продолжит проверки ядерных объектов в Иране
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) рассчитывает продолжить проверки ядерных объектов в Иране, когда это будет безопасно. С таким заявлением выступил глава агентства Рафаэль Гросси. Он сообщил, что сотрудники МАГАТЭ не собираются покидать Иран и он находится с ними в контакте. Гросси также отметил, что происходит обмен информацией с иранскими властями. Глава МАГАТЭ указал, что текущая военная эскалация тормозит достижение дипломатического решения по ядерной программе Ирана. Он также добавил, что в результате ударов Израиля 13 июня были повреждены четыре здания в Исфахане. Кроме того, в Натанзе в результате израильских ударов уничтожена надземная часть завода по обогащению урана. «Никаких признаков физического нападения» на подземную часть завода, где находятся часть экспериментальной установки по обогащению топлива и основная установка по обогащению топлива, по словам Гросси, не обнаружено. По оценкам Гросси, уровень радиации за пределами этого объекта в норме, однако внутри фиксируется радиационное заражение. Глава МАГАТЭ считает, что «потеря питания в каскадном зале могла повредить там центрифуги».
Подготовил Артем Кожевников
Мнение
Речь идет о широкомасштабной войне
Александр Дынкин, Академик РАН, президент ИМЭМО РАН:
— Сегодня крайне трудно ответить на вопрос, насколько затянется израильско-иранская конфронтация. Судя по заявлениям израильских политиков и военных, они не ожидают скорого окончания военных действий. В отличие от имевших место ранее обменов ударами между Израилем и Ираном, которые фактически не привели ни к большим жертвам, ни к разрушениям, в данном случае речь идет о широкомасштабной войне, в которой Израиль ставит своей целью максимально подорвать военный потенциал Ирана, а также создать серьезные препятствия на пути реализации его ядерной программы. Как известно, Иран не скрывает своей враждебности в отношении Израиля, который отвечает ему тем же.
Ослабление Ирана в результате переворота в Сирии, ударов Израиля по его союзникам («Хезболла», ХАМАС) породило у израильского руководства убеждение, что настал момент полностью изменить в свою пользу баланс сил в регионе и обеспечить для себя новый уровень безопасности.
Соединенные Штаты были, очевидно, осведомлены о подготовке операции. В условиях торможения переговоров с Ираном по ядерной сделке их мог устроить вариант израильского удара, который сделал бы иранское руководство более сговорчивым.
Главный вопрос заключается в том, как и чем ответит Иран на нападение. Судя по имеющимся данным, израильская армия действует комплексно — атакует военные объекты, арсеналы и военное руководство, с тем чтобы минимизировать возможность разрушительного ответа. Для нейтрализации ПВО Моссад даже сумел разместить ударные системы высокоточного вооружения на территории собственно Ирана рядом с пусковыми установками зенитных и баллистических ракет. Все это свидетельствует о том, что Израиль долго и тщательно готовился к данной операции и рассчитывает завершить ее без неприемлемых для себя издержек. Однако полностью обезопасить Израиль вряд ли удастся.
Тема предстоящих 23-25 июня XI Примаковских чтений — мировая турбулентность. Для наших специалистов по Ближнему Востоку ситуация там не стала большим сюрпризом. Судя по всему, она будет достаточно напряженной и во время проведения Примаковских чтений. Не исключено, что мы организуем отдельный круглый стол, на котором обсудим наиболее острые угрозы, исходящие с Ближнего Востока.
С места событий
Сегодня в Израиле воздушная тревога может прозвучать в любое время дня. Но ночью она звучит чаще. Вероятно, это тактический ход противника, потому что утром подниматься на работу приходится большинству населения. Отменены только занятия в школах, и закрыты детские сады. Трудно приходится старикам и инвалидам, если в их квартирах отсутствуют мамады, то есть комнаты безопасности, построенные из сплошного бетона, что придает им особую прочность. В таких помещениях специальными задвижками наглухо закрываются окна и двери. Перейти в такую комнату, находясь в квартире, много времени не занимает. В мирное время мамады служат обычными комнатами и могут использоваться как спальни для детей.
О происходящем в Израиле жители Ирана узнают из местных газет. Фото: REUTERS
При отсутствии комнат безопасности в квартирах армейская Служба тыла требует от граждан укрываться в миклатах — фундаментальных общественных бомбоубежищах, построенных обычно на первых этажах для жильцов одного подъезда. Такие укрытия неплохо оборудованы, включая стулья, скамьи, диваны, места для инвалидов с колясками, туалетами и кондиционерами.
Для полноты картины следует упомянуть так называемые мамаки — этажные защищенные пространства в многоквартирных и многоэтажных домах. По сути, эти сооружения — нечто среднее между мамадами и миклатами.
Согласно закону об общественных укрытиях, бомбоубежищами в обязательном порядке оборудуются все общественные и культурные учреждения. Пару дней назад меня и жену сигнал воздушной тревоги застал рядом со школой, в миклате которой мы и переждали ракетный обстрел.
В ночь с 15 на 16 июня мы трижды спускались в бомбоубежище нашего подъезда. И всегда первой там оказывалась 87-летняя соседка на инвалидной коляске, которую спускала по лестничным пандусам ее метапелет (няня), прикрепленная к инвалиду на круглосуточной основе городским отделом министерства социального благосостояния и обеспечения.
Подготовил Захар Гельман, Иерусалим — Реховот
Российская газета — Федеральный выпуск: №129(9668)