"Термобар" по дороге в Сумы: Как "северные" расширяют буферную зону

Российские войска успешно продвигаются в Сумской областиДесантники 11-й бригады ВДВ освободили пригород Юнаковки — населенный пункт Яблоновка — и продолжают развивать наступление в сторону областного центра. Под нашим контролем уже более 10 населенных пунктов в Сумской области. Жаркие бои идут по всей линии фронта этого направления, на очереди — взятие главного логистического центра ВСУ Юнаковки и крупного села Мирополье.

Теперь фронт проходит примерно в 20 км от городской черты, и, судя по темпам продвижения наших войск, в ближайшие недели бойцы группировки «Север» уже смогут дотянуться FPV-дронами до военных объектов, расположенных глубоко внутри городских кварталов.

Взятие Яблоновки позволило подойти вплотную к Юнаковке. А с восточной стороны, вгрызаясь во множество вражеских опорных пунктов, расположенных в лесополосах, это большое село обходят бойцы 83-й бригады ВДВ. Задача — не только зачистить опорники, но и перерезать логистические пути противника к Юнаковке, наличие капитальных строений в которой позволяет укрывать личный состав и дает возможность держать в селе многочисленный гарнизон ВСУ.

Фото: 810-я бригада морской пехоты

За три года СВО наша армия воевать научилась, а потому ее действия — неторопливые, выверенные, но неизменно поступательные и позволяющие беречь личный состав. Разведка выявляет опорные пункты ВСУ в лесных массивах и корректирует огонь. В свою очередь, артиллерия, находясь на значительном расстоянии от линии боевого соприкосновения, подавляет опорники и ведет контрбатарейную борьбу под Юнаковкой.

«Трасса смерти» Суджа — Юнаковка — Сумы — под контролем отряда БПЛА уссурийских десантников «Тигры». Антидроновая сетка, некогда натянутая вдоль всей трассы, раздербанена в хлам. По обочинам — сгоревшие остовы вражеской техники. По свидетельству наших офицеров, счет идет за сотню сожженных единиц изделий западного ВПК, начиная от квадроциклов с пикапами и заканчивая бронетранспортерами Stryker и М113, танками Abrams, бронеавтомобилями MaxxPro. Селюковские «Козаки» можно и не считать, шутят десантники.

А совсем недавно уссурийские дроноводы придумали лютую штуку: ударные БПЛА «Молния» они снабдили термобарическими снарядами от пехотных огнеметов «Шмель», которые жгут хваленую натовскую технику с двойным слоем защиты брони на раз. Да что там танки — на днях один такой крылатый «термобар» сложил здание с вэсэушниками из 21-й бригады ВСУ в Сумской области.

Успешное передвижение штурмовиков обеспечивают также диверсионно-разведывательные группы (ДРГ), зачастую работающие в глубоком тылу противника, раздергивая его оборону и добывая ценную информацию. Так, бойцы спецназа разведбата 83-й бригады среди ночи «навели шухер» на тыловой укреп противника, открыв по нему огонь из всех имевшихся в наличии видов оружия. Но не столько для того, чтобы уничтожить блиндаж с засевшим в нем пулеметным расчетом АГС, сколько для отвлечения на себя внимания противника, принявшегося шмалять в наших разведчиков из всего чего только можно. Под этот шумок наши штурмовые группы просочились сквозь опорники в Беловодах и заняли это село.

Сумские Журавка и Беловоды — уже в активе уссурийских десантников, в данный момент вгрызающихся в опорники в лесополках с восточного фланга Юнаковки.

— В чем особенность работы разведчика на данном направлении?, — интересуюсь я у офицера с позывным «Барс», заместителя командира роты специального назначения разведбата.

— Каких-то уникальных особенностей нет. Ну, разве что сложности добавляет время года. Летом, когда расцветает «зеленка», противник всегда прячется под кронами деревьев и его сложно заприметить с дрона. Вот тут-то и выступает на авансцену разведгруппа, которая добывает всю информацию что называется «на земле».

Зачастую замаскированные ДРГ сутками сидят в засаде, а на расстоянии нескольких метров от них проходят колонны противника.

А в это время небо над нашими штурмовиками, командно-наблюдательными пунктами, передовым пунктом управления и артиллерийскими расчетами круглосуточно прикрывают зенитчики.

«Хорошо себя показала радиолокационная станция «Гармонь», которую мы используем для обнаружения целей, она видит все — от маленьких БПЛА до самолетов и вертолетов, — говорит начальник противовоздушной обороны 83-й бригады майор Искра. — Из средств поражения — это переносные зенитно-ракетные комплексы «Верба» и «Игла», которые поражают цели достаточно эффективно, а также зенитные установки ЗУ-23″.

Фото: 810-я бригада морской пехоты

Из походного положения в боевое ПЗРК разворачивается за 20 секунд, а большие перевозные ракетные комплексы — до пяти минут. А вот сразу после того, как отстрелялись, надо сразу сматываться с этого места, потому что высока вероятность, что сюда прилетит «ответка» от врага.

Между тем штурмовые подразделения 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота взяли населенный пункт Александрия и заходят на северную окраину Мирополья.

После артподготовки и применения FPV-дронов в Александрии оставались только полуразрушенные здания и подвалы, которые, собственно, и стали укрепами для местного гарнизона ВСУ.

«Тактика была разнообразная, — рассказывает «РГ» замкомандира 810-й бригады с позывным «Паромщик». — Где-то наши штурмовые группы обходили поселок с флангов, просачивались между блиндажами, не вступая в боестолкновение, а где-то напарывались на них и тогда, разумеется, происходил стрелковый бой. Затем выявляли точки неприятеля, оттягивались и скидывали координаты артиллерии, минометчикам и БПЛА-расчетам, которые накидывали туда снарядов по максимуму. Потом вновь прочесывали поселок и зачищали подвалы от врага».

Короче говоря, здесь мы видим ту же тактику сбережения личного состава. Морпехи не торопились, поселок брали в течение полутора недель.

— Кто вам противостоял?

— Такие серьезные ребята — упакованные и мотивированные. Упирались до последнего. Чем они мотивированы — сложно точно сказать. Одни пленные дают показания о том, что в заложниках в СБУ находятся их семьи, а другие боялись заградотрядов, которые находились во второй линии обороны. В любом случае одни из них бились до смерти, а другие, поняв бессмысленность сопротивления, сдавались в плен.

Здесь нужно отметить, что в Александрии наши морпехи не в первый раз столкнулись со своими старыми визави — бойцами 82-й десантно-штурмовой бригады ВСУ, несколько колонн техники которой «черные береты» разгромили еще осенью на подходе к Курчатовской атомной электростанции в Курской области. Так что счеты у них друг к другу серьезные.

«Паромщик» — подполковник, ранее отдавший 27 лет своей жизни спецназу ГРУ. Он признается, что реалии службы в морской пехоте были для него большой неожиданностью. За несколько последних месяцев интенсивных боевых действий он похудел на 23 килограмма.

Фото: 810-я бригада морской пехоты

Следом за штурмовиками в Александрию зашли инженерные группы закрепления и военные медики.

«Мало выбить противника, нужно еще и на местности закрепиться — на случай контрнаступления врага и нашего неминуемого дальнейшего продвижения. Необходимо также оборудовать полевой медпункт, чтобы ранеными занимались здесь же, на месте, а не везли через десятки километров по простреливаемой дороге», — рассказывает замкомандира по тылу «Уран», кстати, один их тех семерых смельчаков, которые разгромили рвавшуюся к атомной станции колонну 82-й бригады ВСУ (получил Орден Мужества). Ему же приходится заниматься теперь и боевой подготовкой молодого пополнения, которое придет в буферную зону на смену «рэксам войны».

Тем временем, морпехи-черноморцы занялись Миропольем, вторым по важности логистическим центром после Юнаковки и первым по сложности взятия. По своим размерам этот населенный пункт — как несколько Юнаковок, имеет множество капитальных строений. Поэтому легкой прогулки для «черных беретов» здесь не ожидается, но и в лоб никто брать этот «населенник» не будет. Тем более что у противника было время подготовиться — село окружено стеной колючей проволоки.

Тем не менее, передовые штурмовые группы севастопольцев уже прорвались и ведут бои на северных окраинах Мирополья. По мере окружения села с флангов перерезаются логистические пути, разрушаются мосты. Противник, в свою очередь, возводит понтонные переправы, выставляет на разрушенные конструкции заранее заготовленные секции.

«Если говорить о тактике и стратегии, тот тут нет никакого секрета: это выявление огневых позиций противника, нанесение поражения и зачистка, — резюмирует «Паромщик». — Основной упор — на точках взлета и боевых расчетов БПЛА, потому что наибольший ущерб нам несет их беспилотная авиация».

А еще важно выровнять линию фронта и наладить логистику — на этом сходятся все мои собеседники.

От noret

Добавить комментарий