Фото: Shutterstock

В Индии существуют хорошо отлаженные механизмы, позволяющие проверить потенциального контрагента и минимизировать соответствующие риски.

Эксперты «Сбера», который присутствует на индийском рынке с 2010 года, рекомендуют в первую очередь выходить на контакт с потенциальными индийскими партнерами, заручившись рекомендациями Российского экспортного центра (РЭЦ), торгового представительства РФ в Индии, российских и индийских бизнес-ассоциаций. Оптимальным вариантом будет найти квалифицированного местного специалиста — консультанта, у которого должен быть хороший английский и набор релевантных кейсов. Контакты также лучше искать через профильные учреждения или отраслевые организации в России.

Обложка видеоВидео: Телеканал РБК

Миф — в Индии высок риск столкнуться с недобросовестными партнерами

Кроме того, важно очно знакомиться со своими будущими партнерами на отраслевых выставках и конференциях, а на стадии подписания договора или ратификации соглашения привлечь специалиста, который разбирается в местном корпоративном праве. Эксперты «Сбера» при этом советуют обязательно страховать сделки с индийскими партнерами. Также крайне важно письменно фиксировать все обговоренные сроки и условия.

Найти поставщика, а также разобраться во всех нюансах поможет «Сбер», который с 2010 года работает в Индии и помогает российским предпринимателям вести бизнес в стране. Специалисты направления Corporate Business Development* находят поставщиков и партнеров, проводят переговоры как на хинди, так и на английском и осуществляют консультационную поддержку клиентов банка.

* Развитие корпоративного бизнеса

Содержание

Как проверить потенциального партнера

Можно проверить контрагента и самостоятельно. Для этого существуют специальные базы. Кроме того, на сайте министерства по корпоративным делам можно посмотреть регистрационные данные компании.

Как открыть бизнес в Индии и стоит ли бояться местной бюрократии

Любая компания в Индии обязана иметь бизнес-лицензию и идентификационный номер. Большинство из них, за исключением партнерств с ограниченной ответственностью (Limited liability partnership, LLP), имеют код CIN — Corporate Identity Number. CIN обеспечивает уникальную идентификацию компании в Реестре компаний (ROC — Registrar of Companies), присваивается зарегистрированным компаниям и состоит из 21 символа. Первая буква CIN символизирует статус компании: U — непубличная, L — публичная. Далее пять цифр показывают ее принадлежность к той или иной отрасли, еще две цифры — штат приписки, затем идут год регистрации и буквы, обозначающие тип собственности. Завершающие шесть цифр — это уникальный регистрационный номер компании.

Компаниям, имеющим статус LLP, присваивается код LLPIN, который также можно проверить на сайте министерства.

Компаниям, которые продают в Индии товары или услуги и имеют годовой доход примерно от $21 тыс., необходимо также иметь сертификат налогоплательщика (GST Certificate). Соответствующий налоговый регистрационный номер (GSTIN) можно проверить на государственном сайте правительства Индии на странице департамента Goods and Services Tax.

Стоит отметить, что многие индийские компании не имеют экспортной лицензии (IEC), позволяющей напрямую поставлять продукцию за рубеж. В этом случае они работают через посредников, которыми выступают торговые компании-экспортеры. Это нормальная практика, говорят в «Сбере», но нужно иметь в виду, что наличие экспортной лицензии у контрагента — своего рода «знак качества»: это подразумевает наличие опыта в международной торговле и сотрудничестве с иностранными партнерами. Проверить экспортную лицензию компании можно на сайте правительства Индии, введя номер IEC.

Не только рис: что Россия может закупать у Индии

Также у ряда индийских компаний-экспортеров есть международные сертификаты системы менеджмента качества (ISO 9001). Наличие такого сертификата подразумевает, что компания имеет отдел контроля качества и систему устранения недостатков. Вместе с тем, как отмечают в «Сбере», необходимо учитывать, что многие индийские компании получают сертификат ISO 9001, чтобы работать с американскими и европейскими контрагентами без реальной поддержки эффективности внутренней системы контроля качества.

Проверка достоверности регистрационных документов и сертификатов потенциального индийского партнера — процедура необходимая, но далеко не достаточная, это лишь начальный этап отбора поставщиков, предупреждают эксперты. Для получения более детальной информации и уточнения подробностей, проверки производственных мощностей и качества продукции желательно лично приехать в Индию на предприятие либо привлечь для этого аудитора.

Как оформить документы

В индийской деловой культуре процесс заключения договора состоит из нескольких этапов, следует из материалов Института юридических и управленческих исследований CSDF (Фонда развития коллективных навыков).

Первый — это формулировка делового предложения, оферты. Это отправная точка процедуры. Оферту составляет сторона, которая инициирует соглашение, в ней подробно описываются все предлагаемые условия сделки.

Вторая сторона в случае согласия с предложенными условиями должна подтвердить это документально (предоставить акцепт). В акцепте необходимо также детально прописать все условия сделки, изложенные в оферте. После принятия контрагентом акцепта можно заключать договор.

Доверяй и проверяй: зачем Индии новые правила для сделок M&A

При этом важно учитывать, что оферта, акцепт и принятие акцепта (встречное удовлетворение) в Индии являются обязательными для установления договорных отношений, отсутствие любого из этих элементов означает недействительность договора.

Как минимизировать риски

Ситуации, когда индийский партнер может попытаться ввести иностранного бизнесмена в заблуждение, увы, встречаются. Однако в стране вместе с тем действует отлаженная правовая система, поэтому в подобных случаях достаточно следовать некоторым понятным правилам, чтобы избежать убытков от такого рода действий, говорят в «Сбере».

Прежде всего следует учитывать, что зачастую попытки дать недостоверную информацию со стороны индийского контрагента не всегда связаны с негативным отношением к вашей компании или конкретной сделке. Чтобы застраховаться от подобных эксцессов, достаточно просто проявлять спокойствие и благоразумие: всегда фиксировать договоренности письменно и буквально до каждой буквы проверять тексты документов перед подписанием.

Если конфликт все же возник, бывает полезно воспользоваться помощью третьих лиц. В «Сбере» приводят такой пример. Клиент банка обратился с просьбой о помощи: он перевел предоплату индийскому контрагенту, но поставка не состоялась, а поставщик перестал выходить на связь. Сотрудники индийского филиала банка связались с поставщиком, провели переговоры и помогли урегулировать вопрос — в результате индийский контрагент вернул средства компании.

Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: F7NfYUJCUneRHUJ6Cqh2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *