Фото: Андрей Махотин для РБК

Сегодня активно развиваются онлайн-формат, электронная коммерция. С какими вызовами сталкиваются супермаркеты на этом фоне?

Ни один бизнес не живет в отрыве от макроэкономических и социальных тенденций, которые происходят в обществе. Ретейл, конечно, не исключение. Что мы видим у себя в бизнесе? С одной стороны, растут располагаемые доходы, причем в регионах. С другой стороны, высокая ключевая ставка и высокая ставка по кредитам в меньшей степени позволяют людям делать крупные покупки. Поэтому те доходы, которые у людей образуются, они начинают направлять на такие сферы, как туризм и продукты питания более высокого качества. Мы видим приток покупателей в наш сегмент.

Вызов, с которым мы сталкиваемся, — покупатели приходят в наш сегмент с достаточно высокими ожиданиями по поводу ассортимента, качества и уровня сервиса. Конечно, на рынке супермаркетов успешной будет та компания, которая сможет соединить высокие ожидания покупателя с эффективной экономической моделью. Если мы посмотрим на рынок супермаркетов, то увидим, что он достаточно фрагментирован и федеральных игроков на нем практически нет. Разве что только наш «Перекресток», который присутствует во многих городах. Это говорит о том, что создать такого федерального игрока достаточно сложно. У нас есть региональные игроки и отдельно стоящие супермаркеты.

Поскольку у нас идет конкуренция за покупателя, то в первую очередь пострадает сегмент отдельно стоящих супермаркетов. За счет него рынок супермаркетов будет сокращаться. Поэтому основная задача, основной вызов — создать эффективную, масштабируемую экономическую модель, которая удовлетворяет высоким требованиям покупателей.

Какие факторы все-таки будут драйвить развитие этого формата?

Чего ожидают наши покупатели? Во-первых, они ожидают разнообразный, качественный и уникальный ассортимент. Ассортимент — это первый фактор. Второй фактор — готовая еда, мы называем ее сейчас новой нефтью. Фактор готовой еды будет обязательно драйвить рынок супермаркетов.

Также это онлайн, омниканальность: наш покупатель ожидает, что в любом месте, в любое время, в онлайне и офлайне он получит необходимые ему продукты и нужный уровень сервиса.

Ну и, конечно, такие вещи, как дополнительные сервисы. Покупатель супермаркета ожидает, что он не только купит продукт, но, например, ту же самую рыбу ему в супермаркете почистят. Конечно, есть ожидание высокого уровня сервиса.

Если переходить к конкретике, на что сегодня «Перекресток» делает ставку и что удалось реализовать в последнее время?

В начале 2024 года мы вышли с новым ценностным предложением на рынок и сказали нашим покупателям, что будем лучшими экспертами в категориях, которые мы называем супергеройскими. Это фрукты, овощи, рыба, готовая еда. Мы также заявили, что мы эксперты в таких сложных областях, как, например, вино, которое требует высокой экспертности, и правильное питание, что мы магазин правильного, сбалансированного и полноценного питания. Если вы посмотрите на наш магазин, он сейчас выглядит совершенно по-другому.

Когда вы заходите в него, вы видите большую, красиво накрытую зону фруктов и овощей. Внутри магазина стоит отдельное кафе, которое мы называем «Select», с потрясающе вкусным кофе и современной кулинарией. Под современной кулинарией мы понимаем упакованную, красиво и вкусно приготовленную, обязательно безопасную еду ресторанного уровня. Мы называем наше кафе «Select» рестораном на полке. То, что это все работает, подтверждают наши результаты. По данным INFOLine за второй квартал, мы занимаем лидирующую позицию на рынке супермаркетов. Наши продажи выросли на 16% к 2023 году по результатам полугодия. Также у нас прирастает клиентская база, она увеличилась на 10%. Мы видим достаточно хорошие отзывы людей о новом «Перекрестке».

Вы сказали про развитие формата кафе в магазине. Насколько была оправдана ставка на этот формат?

Ставка абсолютно оправдана: мы видим это по результатам, потому что продажи готовой еды внутри кафе растут кратно. Мы видим очень большой интерес покупателей. Сейчас в современном мире люди не хотят тратить время на готовку и стараются высвободить его для чего-то более приятного. Мы, «Перекресток», помогаем людям экономить время.

Напоследок давайте поговорим про работу с поставщиками. Какие требования у вас к ним и можете ли выделить какие-то отдельные проекты?

У нас сейчас идет конференция, которая называется «О стратегическом партнерстве с поставщиками». Само название «стратегическое партнерство» много говорит о том, какие отношения мы хотели бы выстраивать с поставщиками. Это означает, что мы берем по отношению друг к другу обязательства на долгосрочный период. Это серьезное заявление, особенно в наше время, когда каждый день происходят какие-то изменения. Тем не менее мы говорим, что мы на рынке вдолгую и хотим работать с вами долго. Для этого мы просим от поставщиков гарантии того, что они будут обеспечивать нас продукцией высокого качества. А мы, в свою очередь, будем взаимодействовать с ними так, чтобы у них была уверенность в завтрашнем дне. Это долгосрочные контракты, различные обязательства и гарантии.

Конечно, мы хотим от поставщиков дифференциации. Нам очень нравятся поставщики, которые предлагают новые, необычные, уникальные продукты. Например, у нас есть контракт с рыболовными предприятиями. Это трехстороннее соглашение, в рамках которого мы договариваемся о том, как наши партнеры будут обеспечивать нас свежей рыбой.

Реклама. ПАО «Корпоративный центр ИКС 5», erid: F7NfYUJCUneP2WvW8sVA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.