Фото: Екатерина Трушкова
Как вырасти из небольшой торговой сети, состоящей из 19 магазинов, в ведущего игрока российского ретейла? Конечно, не стоять на месте, всегда следовать актуальным тенденциям рынка и запросам покупателей, а иногда и предвосхищать их. О своем опыте управления и дальнейших приоритетах рассказали руководители Х5 Group, которая почти за 30 лет превратилась в группу компаний, включающую в себя более 26 тыс. магазинов и масштабную логистическую инфраструктуру, занимающую лидирующие позиции в e-commerce, а также развивающую франчайзинговые проекты, благотворительный фонд, медиасервис и многое другое. Стратегические приоритеты бизнеса, в том числе и в вопросах взаимодействия с партнерами, были озвучены на ежегодной конференции ведущих партнеров Х5 Dialog 2024.
Курс на автоматизацию
Фото: Екатерина ТрушковаВыступление генерального директора Х5 Group Игоря Шехтермана было посвящено основным трендам рынка ретейла, вызовам и прогнозам на ближайшие годы. Первый безусловный тренд — рост рынка готовой еды. По словам представителя компании, этот сегмент растет быстрее других категорий — 60% в год. «Мы могли бы вырасти и в два раза, но есть огромная нехватка производителей, современных технологических предприятий, — пояснил Шехтерман. — Для многих из нас сейчас это точка роста».
Еще один большой, правда негативный, тренд — нехватка операционного персонала. В течение ближайших пяти-десяти лет эта проблема будет огромным вызовом для рынка. Ее решение руководство X5 видит в развитии технологического лидерства — автоматизации и роботизации процессов.
Третий тренд — рост сектора онлайн-доставки: к 2030 году он достигнет не менее 15% рынка продовольствия. Уже сейчас онлайн-доставка составляет около 5% выручки Х5 Group. «И мы продолжим наращивать онлайн-продажи», — подчеркнул гендиректор компании.
И четвертый тренд — активный заход ретейлеров в производство. В Х5 Group видят точку роста в области производства готовой еды.
В части планов на будущее Игорь Шехтерман озвучил следующие: войти в топ-5 лучших работодателей в стране, стать самым эффективным омниканальным ретейлером в мире, лидером в скорости внедрения новых технологий и инноваций, лидером отечественного рынка продуктового ретейла, номером один в e-grocery, номером один в продажах готовой еды и построить крупнейшую сеть кафе.
Первый заместитель генерального директора Х5 Group Владимир Салахутдинов более подробно коснулся темы цифровизации, роботизации и внедрения искусственного интеллекта. «О роботизации мы думали давно, но прежде она была экономически невыгодной, — отметил он. — Сейчас же все радикально поменялось. При сегодняшней стоимости работы персонала все эти кейсы стали актуальными».
Ретейл в целом становится цифровым — даже там, где на первый взгляд «цифре» нет места. «Раньше считалось, что цифровизация касается только онлайн-продаж. Но теперь у всех наших покупателей есть мобильные приложения, и таким образом, у нас с ними установлен цифровой контакт. Это так называемый фиджитал, то есть сочетание цифрового и физического опыта, — пояснил Салахутдинов. — Уже сегодня у покупателя в магазине есть масса причин достать телефон: это и дополнительная информация, и консультация по выбору продуктов, и программа лояльности, и подписки».
Безопасность — в приоритете
Фото: Екатерина ТрушковаПрезидент Х5 Group Екатерина Лобачева сообщила, что компания осознает свою ответственность перед десятками миллионов покупателей, инвесторами, сотрудниками и партнерами. Именно поэтому Х5 работает в соответствии с принципами устойчивого развития, которые позволяют обеспечивать стабильность компании, безопасность поставляемых продуктов, достойные условия труда и равные возможности для всех. В прошлом году был создан корпоративный благотворительный фонд «Выручаем», который объединил все социальные и благотворительные инициативы компании, а его флагманской программой стала продовольственная помощь. Основная задача работы фонда — сделать так, чтобы продукты не выбрасывались, а доходили до покупателей или благополучателей.
По словам управляющего директора «Пятерочки» Владислава Курбатова, сегодня сеть «набрала хороший ход», ее доля на продовольственном рынке выросла больше чем на 1,5 пункта. «Мы рассчитываем, что в 2028 году доля «Пятерочки» будет больше 14%», — поделился планами спикер. И добавил, что на ближайшие три года в приоритете клиентского предложения торговой сети остаются низкая цена, дифференциация ассортимента и его доступность на полке.
Коммерческий директор торговой сети «Пятерочка» Денис Вечканов к этим принципам добавил еще один — нулевую толерантность к невыполнению обещаний. А еще рассказал, что в сети решили оцифровать взаимодействие с партнерами и поставщиками на всех точках контакта. Теперь все коммуникации будут проходить через специальный портал, и это значительно упростит и упорядочит работу.
Управляющий директор «Перекрестка» Раиса Полякова озвучила результаты недавнего опроса: в этом году 94% покупателей сети заметили в магазинах изменения в лучшую сторону. По ее словам, к этому привела смена курса: фокус на молодую аудиторию и новые, более актуальные формы диалога с покупателем. А еще свои плоды приносит партнерская программа «Клуб директоров» для руководителей супермаркетов. Ее участники получают особый статус, больше полномочий и свободы в управлении бизнес-процессами и возможность влиять на финансовый результат. За первые полгода в партнерских супермаркетах сопоставимые продажи выросли на 18,4%, прибыль супермаркетов (EBITDAR) — на 16,4%, а средний индекс удовлетворенности клиентов (CSI) — до 95%.
Доступное качество
Фото: Екатерина ТрушковаКоммерческий директор торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев рассказал, чего сегодня ждет сеть от своих поставщиков и партнеров. Прежде всего — готовой качественной еды, с этим сегментом пока в стране туго. Кроме того, магазины готовы предоставить полку фермерским производителям, ждут инициатив от частных крафтовых пивоварен, открыты к предложениям по качественному замороженному готовому хлебу и, конечно, рады рыбным промышленникам, производителям аквакультуры.
Управляющий директор торговой сети «Чижик» Илья Якубсон озвучил миссию сети: сделать качество доступным. «Сейчас мы хотим стать главными в России по «умным» покупкам, — пояснил он. — Мы магазин для умных и рациональных людей».
Управляющий директор «ОКОЛО» Игорь Плетнев рассказал о технологической платформе и франшизе для магазинов малого формата. Это логичное развитие концепции омниканальности Х5. Проект предназначен для опытных предпринимателей, у которых уже есть розничный бизнес, и его девиз — «Франшиза для тех, кто ценит свободу».
Еще один тренд современного большого бизнеса — запуск собственных медиа. Так, рынок ретейл-медиа в этом году по сравнению с прошлым вырос в 2,5 раза. Информацией о том, как Х5 будет трансформироваться в рекламную площадку, поделилась Каролина Соколова, управляющий директор X5 Media. Сегодня instore-реклама X5 покрывает 90% городов России, и ее возможности простираются от аудио- и видеороликов в магазинах до коллабораций с блогерами и собственных автомобилей, которые потенциально также доступны для работы с брендами. Для Х5 создание селлера и монетизация всей аудитории — возможность диверсифицировать бизнес и наращивать новую выручку с очень высоким коэффициентом маржинальности.